times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 3215

Интервью: ПЕРВОМАЙСК: ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ – Войтов А.

Дата публикации: 29.01.2017 00:44

Сегодня члена Национального союза журналистов Украины, автора книги «Богополь, Ольвиополь, Голта век 17-18» Александра Войтова можно считать одним из ключевых экспертов по истории нашего города с 17 по начало 20 века. О его творческих планах и взгляде на развитие трех соседствующих селений в тот исторический период, беседует…

  1.  Александр Николаевич, уже есть сигнальный вариант вашей новой книги «Богополь Ольвиополь Голта 1800-1917». Думаю, горожанам будет интересно узнать о чем она?

 

Книга рассказывает о 124- летней истории совместного пребывания трех поселений в тот отрезок времени, когда большая часть Украины находилась составе Российской империи. И прожитые ними вместе годы, ни какими «благими намерениями» и «указами» не отменишь. Хочу добавить, что выход этой книги непосредственно связан с тем титаническим трудом, который в ее издание вкладывает мой коллега журналист и издатель Михаил Самойлов.

 

2. А если чуточку подробнее?

            Знаете, в первой половине 19-го века у города Ольвиополя - Орлика, местечка Богополь и села Голты не было абсолютно ни какой жизненной перспективы. Например, портовые города Одесса, Николаев, Херсон и Вознесенск как порт на Ю. Буге, хотя и были учреждены позже Ольвиополя, значительно опережали его в экономическом и социокультурном развитии, административном значении. От перспективы забвения все три поселения спасла железная дорога Одесса - Харьков, участок которой Балта - Голта, был построен к сентябрю 1867 года.

 И вот этим воспользовались преимущественно немецкие поданные и выходцы из Прибалтики. Именно их капиталами и усилиями жителей трех поселений были возведены два механических, кожевенный и пивоваренный заводы, две паровые мельницы на Буге. Еврейский капитал в основном обслуживал мануфактурную торговлю.

Торговые ряды на ул. Большой (в недавнем прошлом ул. Советская, а сейчас Н. Винграновского) в Богополе.

 

В начале 20-го века город, местечко и село вместе пережили анархистский террор, еврейский погром, первую мировую войну, февральскую революцию, начало государственного возрождения Украины. Казалось еще чуть-чуть и в трех поселениях окончательно установится власть Центральной Рады. Но организованный большевиками Октябрьский переворот, привел к гражданской войне и интервенции. И те события ни как не могли обойти стороной три соседствующих селения.

 

3.Ваши коллеги-краеведы утверждают, что вы отказались от ранее принятого перевода названия Голта, означающее на турецком «низменность». Нашли иное?

 Голта, основанная в 1762г. украинцами, при участии молдаван и евреев - это первое официальное название поселения. И это исторически доказанный факт. Но некоторые краеведы, занимавшиеся в ушедшем веке историей города, посчитали, что с начала слобода именовалась «Олта». Кстати, отсюда и предложенный перевод с турецкого, что это «низменность». Дословный - несколько иной и означает «трясина, болото».

 И вот тут, я хочу пояснить, что земли по правой стороне Ю. Буга хотя и числились за Османской империей, но относились к Крымскому ханству. Историческим же ядром крымского татарского этноса являются тюркские племена. А в переводе с тюркского это название означает «река, рукав реки», а с удмуртского, в котором также очень много татарских слов - «большая река».

 

4. Вам действительно удалось установить, кто оказал содействие в строительстве специального здания для первой школы в Голте?

 В 70-е годы 19-го века в Ананьевском уезде действовала 31 школа, среди них и земская школа в Голте, учрежденная в 1869 году. А специальное здание для нее было построено на южной околице казенного села в 1872 году. К «обустройству школы» посодействовал первый управляющий Голтянским пивоваренным заводом Ф. И. Микулейский. Впоследствии Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1893г.) будет именовать ее, как "начальная учебная школа при заводе".

Спустя 12 лет, в 1894 году благодаря заботам земского начальника Голты Николая Сомова был построен второй учебный корпус

 В соответствии с действующими тогда правилами, при выборе места для строительства школ, требовалось, чтобы они преимущественно строились вне селения, на его околице, вдали от шумных базарных площадей, питейных заведений. При школе желательно было иметь участок земли, пригодный для разведения огорода и сада, и удобный для детских игр. Кстати, эти два здания до сих пор служат благородному делу городского просвещения.

 

5. Есть мнение, что первым современным предприятием был пивзавод, учрежденный в Голте в 1870 году. А, что Вы, скажите?

Один из Географическо- Статистических словарей второй половины 19-го века (1867р.) впервые указывает на классификацию действующих в Ольвиополе промышленных предприятий. К 1864г. в городе уже работали "4 завода, из которых 2 кожевенных, 1 винокуренный, 1 гончарный, и 4 водяных мельницы". Все они относились к разряду мелкотоварного производства. Первым современным предприятием с паровым двигателем был кожевенный завод, основанный в Ольвиополе в 1869 году. Старожилы утверждают, что находился он сразу  за нынешней швейной фабрикой.

Реклама Товарищества Ольвиопольского кожевенного завода.

 

Голта. Пивоваренный завод.

 

В 1888 г., когда в Европе и Российской империи чувствовались последствия длительного экономического спада, «Товарищество Ольвиопольського кожевенного завода» было удостоено Почетного диплома и Золотой медали на Брюссельской всемирной выставке.

В Голте пивоваренный завод был основан в 1870 году. В следующем году 21 июня были открыты действия «Голтянского Товарищества пивоварения». В начале 20-го века среди промышленных предприятий города и села, по количеству работающих и мощности "парового двигателя в 50 сил" наибольшими были Ремонтные мастерские станции Голта. Юго-западной железной дороги. По данным фабричной инспекции за 1907-1909гг., 276 рабочих занимались ремонтом подвижного состава и "изготовлением для сего запасных частей».

 

6. В истории трех селений есть события или факты, которые ранее не были известны, или по непонятной причине были искажены?

Досадно, но есть и такие.

Например, начиная с «Истории городов и сел УССР» (1971г.) и во всех последующих публикациях содержится информация, что в 1869г. железнодорожная станция из Ольвиополя была «переведена в Голту». Вряд ли там вообще была какая-либо станция. Сегодня достоверно известно, что 1 сентября 1867г. первый поезд украшенный венками зелени прибыл из Балты на железнодорожную станцию Ольвиополь в Голте. Выстроенное пассажирское здание было «длиною 23 ½ и шириною 7 ½ саж., с открытою каменною платформою длиною 69 сажень».

Межуездная больница в Ольвиополе была построена в 1910 году.

 

7. Как Вы относитесь к переименованию улиц в городе?

Конечно, это надо было сделать лет двадцать тому назад. Знаете, я тут недавно беседовал с одним из киевских историков, и он меня спросил: Правда, что у вас здесь была крепость? Конечно, ответил я ему. Только вот сказать, что депутаты горсовета так и не «спромоглися» вернуть бывшим улицам Котовского и Халтурина их исторические названия: Верхне и Нижне Крепостная у меня язык не повернулся. Вот так мы ценим и уважаем свое историческое и культурное прошлое, а ведь оно собственность и достояние всей городской громады.

Не повезло и бывшим улицам Готвальда и Петровского, которых наши предки нарекли Гончарной и Соборной. Я думаю, горожане знают, что более 50 улиц нашими депутатами были отданы на «розсуд» главе облгосадминистрации. Сделано это было несмотря, что в городской комиссии по переименованию объектов топонимики работали историки и краеведы, которыми с участием ряда депутатов горсовета были наработаны новые названия улиц. Естественно обидно, что получилось как в известной пословице: «я не я, и хата не моя».

Слава Богу, хоть удалось две улицы в Богополе назвать именами наших Великих земляков поэта – шестидесятника Николая Винграновского и народного художника Андрея Антонюка. Рад, что одна из улиц теперь носит имя врача-гуманиста офтальмолога Бебюш Капон. Думаю, первомайцы еще помнят, что она спасла зрение многим нашим землякам и гражданам бывшей страны. Горжусь, что одна из улиц в Голте названа в честь зубного врача Терезы Марголис. Исключительно ее усилиями, была построена пятиклассная школа для еврейских девочек в 1909 году. Судьба Терезы Гершевны трагична,- она  расстреляна фашистами осенью 1941 г. в одном из рвов рядом с бывшим  кирпичным заводом. И только улицам Дзержинского и Революции удалось вернуть их исторические названия: Театральная и Вокзальная. Убежден, в нашем городе обязательно должны появиться улицы, названные в честь одного из руководителей «Колиивщины» М. Зализняка, и генерал-хорунжего армии УНР В. Совачева, ведь их жизненный путь неразрывно связан и с нашим краем.

Я уверен, что к увековечиванию истории нашего города, а также тех из наших земляков, кто стал ее Великим достоянием мы обязательно должны вернуться. И чем скорее, тем лучше. Читателям Вашей газеты,  хочу сказать: ни зависимо от времени года, вашего настроения  обязательно любите свой город, и тогда у него непременно будет достойное будущее.

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:

Олег Бортников

Блоги автора: