times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 2071

ПЕРВЫЕ ШАГИ ИЛИ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЫЕСС В УКРАИНЕ В 1990-1996 ГОДАХ

Дата публикации: 23.05.2017 15:57

Сложнейшие дезинтеграционные процессы в Советском Союзе на рубеже 90-х годов прошлого века, инспирированные Западом и поддержанные тогдашним  партийно-государственным лидером Михаилом Горбачевым, в полной мере затронули и УССР. На то время Украина была наиболее просоветской республикой из всех, имевших место быть в СССР. Украинские граждане в подавляющем большинстве ратовали за сохранение единства великой союзной страны. Хотя постепенно начали поднимать головы прятавшиеся до сих пор националисты и сторонники антисоветской интеграции с западным миром.

Партийно-государственное руководство Украины во главе с Леонидом Кравчуком пребывало в растерянности: в какую сторону качнуться? Народ хочет единства с Москвой, а партийная номенклатура республик, прежде всего  ельцинского РСФСР, желает разбежаться по национальным «квартирам».

Поэтому украинское общество «воленс-неволенс» не могло оставаться в стороне от «парада суверенитетов». 16 июля 1990 года Верховный Совет УССР принял «Декларацию про государственный суверенитет». В этом документе  суверенитет Украинской  ССР провозглашался верховной, полной и неделимой властью Республики в пределах ее территории, а так же независимость и равноправие во внешних отношениях. Было определено, что любые насильственные действия против государства будут преследоваться по закону.

Декларация определила экономическую самостоятельность  страны. Земля, недра, воздушное пространство, водные ресурсы в пределах ее территории, экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории  Украины признается собственностью народа Украины. Именно народа, де-факто лишенного  в последствии  дельцами-олигархами  этого права. Было провозглашено обеспечение защиты всех форм собственности. Коллективная собственность (например, колхозы) была так же уничтожена.

В области международных отношений провозглашалось, что Украинская ССР является субъектом международного права (ныне Украина не субъект, а объект международной политики), имеет непосредственные отношения с другими государствами, проводит самостоятельную деятельность в международных организациях. Декларация определяла, что УССР признает главенство общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права над внутригосударственными.

Если обратиться ко дню сегодняшнему, крайне бездумно и самоубийственно выглядят намерения теперешних политиканов, прежде всего министра юстиции Павла Петренко, дезавуировать  все законодательные и нормативные акты советской эпохи. Это не что иное, как бездумный, замешанный на антисоветчине и русофобии, отказ от независимости, от «Декларации  про государственный суверенитет», от территориальной целостности страны, которая в своих границах была сформирована именно в советскую эпоху. На это опосредовано  и реально направлен одиозный закон «Про декоммунизацию». Отказ Украины от правопреемственности с  УССР лишает государство легитимности  и самого права на международную субъектность.  Вот  поэтому Украина перестала быть субъектом и превратилась в объект международных отношений, в страну с внешним управлением. Результат налицо.

!7 марта 1991 года состоялся единственный за всю историю общесоюзного государства Референдум о сохранении СССР. Перед гражданами был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» 70,2 %  проголосовавших в Украине граждан высказались за сохранение СССР. Но справедлива сама постановка вопроса. Действительно, если единое государство раскалывается, путь к его сохранению –  федерализация или  конфедерализация  страны. Это более чем актуально для раздираемой  войной  в Донбассе и внутренними конфликтами современной Украины.

Далее важным шагом в конституционном строительстве было одобрение 19 июня 1991 года Верховным Советом  УССР «Концепции Конституции Украины», которая декларировала общие принципы будущего Основного  Закона, его структуру и основные положения. В то же время Конституция УССР образца 1978 года продолжала действовать.

Согласно Концепции основой Конституции  должна быть идея правового государства ( сравним с правовым нигилизмом нынешних плутократических властей). Высшей социальной ценностью провозглашался человек, его права, свободы и их гарантии. А теперешнюю Украину по уровню бесправия граждан справедливо сравнивают с Корейской Народной Демократической Республикой, ибо украинское руководство с целью дальнейшего ограбления страны проводит политику информационной и прочей изоляции граждан, что сродни северокорейскому тоталитаризму.

Основным  объектом конституционного регулирования должны были стать отношения между гражданином, государством и обществом. Конституция должна была определять приоритет общечеловеческих ценностей, закрепить принципы социальной справедливости, утвердить демократический и гуманистический выбор народа, четко показать приверженность Украины общепризнанным нормам международного права.

В Концепции конституционные нормы признаны нормами прямого действия, что применяются независимо от наличия конкретизирующих эти нормы законов или других нормативных актов.

Концепция четко определяла структуру будущей Конституции. Но в процессе создания Проекта Конституции и принятия в 1996 году самой Конституции эта структура была изменена.

Концепция не избежала и некоторого идеологического наполнения. Тезис о том, что в преамбуле новой Конституции «закрепляется социалистический выбор как намерение построить основанное на труде общество социальной справедливости».  «Социальная справедливость» в итоге в текст Основного Закона не попала.

Концепция определяла Украину как демократическое государство, механизм которого функционирует в соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь пытающаяся контролировать эти ветви власти плутократия содрогается от тотальных эксцессов со стороны пронацистски   настроенной  охолократии . Охолократия – власть толпы.

Концепция определяла и форму государственного управления – президентскую республику. В итоговом варианте ст.6 Конституции лишь провозглашает Украину республикой, не определяя четко форму государственного управления. Что в принципе дает простор для конституционных  поправок…Вплоть до провозглашения государства монархией-гетьманатом.

Несколько новым в сравнении с Конституцией УССР 1978 года стало определение человека и гражданина. Было предложено в новой Конституции кроме прежних провозглашенных прав…таких, как право на руд, право на материальное обеспечение в старости, в связи с болезнью, полной или частичной потерей трудоспособности, право на образование, право на охрану здоровья, право на жилище и другие… установить новые права: право на жизнь, право на должный жизненный уровень для каждого отдельного гражданина и для его семьи, право на свободу и личную ( физическую и моральную) неприкосновенность, право защиты от пыток и других жестоких, нечеловеческих либо таких, что унижают достоинство видов принуждения и наказания, право на свободу мысли и убеждений, право на информацию и свободное ее распространение без каких-либо форм цензуры, право передвижения, выбор места проживания, право оставлять любую страну и право возвращаться в свою страну, право владеть имуществом единолично или совместно с другими и заниматься предпринимательством, право на компенсацию государством  вреда, причиненного гражданину, право знать свои права и вести себя в соответствии с ними.

Все вышеприведенное реализовано в нынешней Украине с точностью до наоборот. Коррупция, правовой нигилизм властей, бесправность граждан, громадное фискальное давление на бизнес, разграбление и уничтожение экономики, полное свертывание социальной сферы, профанация  образования и фактическая ликвидация здравоохранения – вот реалии современной Украины и ее сокращающегося день ото дня населения.

События в Советском Союзе того периода так же подстегивали процесс конституционных изменений.

В ответ на создание 19 августа 1991 года в Москве Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП) и попытки путем отстранения Горбачева от президентской власти сохранить СССР,  сохранить власть союзного центра над союзными республиками руководство Украины вынужденно решается на самостоятельные шаги.

24 августа 1991 года Верховный Совет Украины принимает Акт провозглашения независимости Украины. Этим документом Верховный Совет (Верховная Рада) провозгласил «независимость Украины и создание суверенного  государства  УКРАИНЫ».

В акте провозглашено, что он является продуктом тысячелетних традиций  государственного строительства в Украине и логичным продолжением «Декларации про государственный суверенитет Украины». Правовой основой акта стало право на самоопределение, предусмотренное Уставом ООН и другими международно-правовыми документами.

Территория Украины провозглашалась неделимой и неприкосновенной. Окончательно утверждался государственный суверенитет: «Отныне на территории Украины действуют исключительно Конституция и законы Украины».

1 декабря 1991 года в Украине состоялся Референдум о  независимости, 90,3% участников  которого поддержали Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года.

Точку в существовании СССР поставило Беловежское соглашение, подписанное 8 декабря 1991 года на территории Беларуси в Беловежской пуще представителями бывших советских республик –основательниц СССР , заключивших Договор об образовании СССР в 1922 году. Представители России Борис Ельцин, Украины – Леонид Кравчук, Беларуси – Станислав Шушкевич подписали соглашение, в котором заявлялось, что «Советский Союз как геополитическая реальность

прекратил свое существование».  Вместо союзного государства  формально создавался Союз Независимых Государств (СНГ) как переходная фаза процесса полного разделения и размежевания.

Борис Ельцин, по старой партийной  привычке употребив алкоголь, до последней минуты сомневался в правильности выбранного решения. Но хитрый партаппаратчик Леонид Кравчук сказал ему: «Борис Николаевич, если мы не подпишем соглашение о разделе, я вернусь в Киев и буду далее президентом Украины. А вы вернетесь в Москву. И кем вы будете при президенте СССР Михаиле Горбачеве?» Этот убойный аргумент подвиг Ельцина на уничтожение великой страны.

Таким образом самостоятельный конституционный процесс в Украине получил дальнейшее продолжение. 1 июля 1992 года Верховная Рада вынесла на всенародное обсуждение проект Конституции Украины.

В общих положениях проекта говорилось, что Украина является демократическим, правовым, социальным государством. Украина является республикой.  Что в Украине действует принцип верховенства права, а конституционные нормы являются номами прямого действия.

Проект определял принципы реализации своих прав гражданами и государственными органами. Граждане реализовывают свои права по принципу «разрешено все, что не запрещено законом», а государственные органы, органы местного и регионального самоуправления и их должностные лица осуществляют свои полномочия по принципу « разрешено лишь то, что определено законом».

В отличие от Концепции Конституции, где утверждалось, что конституционная преамбула должна закреплять социалистический выбор, проект устанавливал, что ни одна идеология не должна ограничивать свободу убеждений, взглядов, мыслей и не может быть признана официальной государственной идеологией. Поэтому до сих пор в украинском обществе нет единого мнения о будущем страны.

Проект определял, что главой государства  и исполнительной власти является президент. Кабинет министров подчиняется президенту, перед главой государства ответственен и в своей деятельности руководствуется его программой и  решениями.

Итогово  этот проект открывал законодательный путь к единоличной диктатуре.  Поэтому и не был реализован в 1996 году при принятии Первой Конституции независимой Украины в новейшее время.

18мая 1995 года Верховная  Рада утвердила Конституционный договор меду собой и президентом  Леонидом Кучмой, избранным на пост в 1994 году. В договоре шла речь про основные положения организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в период до принятия новой Конституции Украины.

Этот документ должен был устранить несогласованность между действующими нормами еще советской Конституции и законом «Про государственную власть и местное самоуправление в Украине», обеспечить развитие конституционного процесса, реформировать государственные структуры на основе четкого разделения законодательной и исполнительной ветвей власти при полной независимости судебной  власти.

 


Конституционный договор четко определял президентские полномочия при использовании права вето к законам, принимаемым Верховной Радой. Было определено, что президент в случае несогласия с содержанием закона может использовать право вето и возвратить его со своими замечаниями для повторного рассмотрения парламентариями. Если во время повторного рассмотрения закона парламент большинством в 2/3 голосов от фактического состава снова одобрит этот  закон,  президент обязан в 10-дневный срок подписать его и обнародовать.

Со своей стороны парламент может применить право вето в отношении указов президента в случае несоответствия их Конституции и правовым нормам государства с одновременным обращением в Конституционный суд Украины.

Согласно договору судебную власть в стране осуществляет Конституционный суд Украины, общие и арбитражные суды, которые независимы в своей деятельности и подчиняются только закону.

Эти первые шаги конституционного строительства определяли изменение и адаптацию унаследованного советского законодательства к реалиям независимого государства, готовили общество к принятию своеобразного договора между народом и властью – Конституции 1996 года.

Основным событием, породившим независимую Украину и давшим толчок конституционному процессу, стало Беловежское соглашение. Без него не было бы суверенного украинского государства. К сожалению, ныне находящиеся при власти евроинтеграторы променяли независимость страны на химеру несбыточного членства в Евросоюзе и НАТО. В этом членстве им категорически отказано. Но инерция антирусского проекта толкает плутократов-компрадоров на дальнейшую конфронтацию с восточной соседкой, принося в жертву экономику, социальную сферу, конституционные права и свободы граждан. Декларируя на словах так называемые «европейские ценности», политиканы-коррупционеры формируют фактически антиправовое государство принуждения и насилия, что ставит под угрозу реализацию прав и свобод граждан, останавливает сам процесс конституционного строительства. Это позволяет нынешним властям беззастенчиво грабить богатства страны и народ, продолжать братоубийственную войну в Донбассе, списывая на военную необходимость тотальное ухудшение жизни подневольного гражданского общества.

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:

Олег Ростовцев

Журналист Львов

Блоги автора: