times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 2113

КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ 1996 ГОДА - РЕЗУЛЬТАТ ВРЕМЕННОГО КОМПРОМИССА

Дата публикации: 05.06.2017 12:42

28 июня сего 2017 года исполняется 31 год со дня принятия ныне действующей Конституции Украины.  В ночь с 27 на 28 июня  приснопамятного 1996 года народные депутаты  после жарких словопрений и политических истерик, вняв ультимативному требованию тогдашнего президента Леонида Кучмы, сподобились принять Основной Закон страны. Противоречия и некоторые правовые несуразицы, заложенные в этом документе, как в зеркале отражали противоречивость и болезненность конституционного строительства в молодом, неокрепшем государстве-ребенке.

Ведь, не смотря на историческую традицию законотворчества  на  украинских землях, независимость в 1991 году страна получила по прихоти  вечно полупьяного российского президента Бориса Ельцина, инициатора Беловежского соглашения ,как «дар небес».

Если обратить взгляд в историю, то можно вспомнить   знаковые законодательные вехи    на землях теперешней Украины.  Это  «Русская  Правда» Ярослава Мудрого 1016 года. Это «Литовский статут» 1529 года. Это так называемая «Конституция Пилипа Орлика» 1710 года. Конституция Украинской Народной Республики (УНР) 29 апреля 1918 года. Малая Конституция  Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) – 13 ноября 1918 года. Конституция Украинской ССР (Сталинская) – 30 января 1937 года. Временная Конституция Карпатской Украины  - 15 марта 1939 года. Конституция УССР  - 20 апреля 1997 года. Этот ряд пока завершает Конституция Украины 1996 года. О ней и речь.

С первых дней независимости  имели место попытки принятия Конституции, которые не увенчались успехом. Наработки стартового проекта Основного Закона были осуществлены еще в 1992-93 годах, но так и не были приняты.

 В 1995 году все ветви власти, законодательной, исполнительной и судебной, подписали договор, в котором были сформулированы условия разработки новой Конституции независимого государства. Лишь в 1996 году была создана специальная парламентская комиссия, приступившая к реальному рассмотрению конституционного проекта.

Народные депутаты заседали всю ночь с 27 на 28  июня 1996 года  непрерывно  в течение 23 часов. В результате на утро  28 июня Основной Закон получил окончательное утверждение. В ходе голосования за новую Конституцию высказались 315 парламентариев.

 Происходили горячие дебаты, обсуждались спорные моменты относительно государственных устройства,  символики, языка, права частной собственности… других конституционных положений.

Важнейшим был вопрос территориального устройства. На этапе подготовки конституционного проекта предлагался федеративный вариант. Немецкие консультанты, помогавшие готовить текст документа, считали такой вариант универсальным, идеальным для демократического государства.  Но боязнь сепаратизма, характерная для постсоветских стран, привела к принятию концепции УНИТАРНОЙ ДЕРЖАВЫ, о чем гласит  Статья 2 Конституции.

А  ведь еще  Михаил Грушевский, один из апологетов украинской государственности писал, что «любое навязывание общинам механической унитарности, принудительных связей будет большой ошибкой, которая приведет только к сопротивлению, реакции, центробежности или даст основу для новых междоусобиц».

Но народные представители не сумели проявить государственную мудрость. В Конституцию были заложены серьезные противоречия. С одной стороны – продекларированный унитаризм, с  другой – Раздел X  «Автономная Республика Крым».  То есть первые проявления противоречивого правового нигилизма заявили о себе во весь голос. На словах Украина стала унитарным государством, а на деле –  ФЕДЕРАТИТВНЫМ.

Такое парламентское скудоумие привело к кровавым конфликтам в постмайданной Украине, когда Верховный Совет Крымской автономии  в 2014 году проголосовал за отделение от Украины, когда в Донбассе  возникли самопровозглашенные республики, когда население Закарпатья, Буковины и Южной Бессарабии ( Западная часть Одесской области) да и другие регионы  требуют культурно-национальной  и экономической самостоятельности.  Пустопорожним обещанием ДЕЦЕНТРАЛИЗВЦИИ  региональные общины уже не удовлетворяются. В результате страна трещит по швам, и в украинском государстве имеет место всесторонний системный кризис.

Далее – Статья 75 Конституции  гласит, что единственным органом законодательной власти является парламент – Верховная Рада Украины. Аргументы, которые доказывали необходимость создания двухпалатного парламента, строились на  необходимости обеспечивать согласование общегосударственных интересов с  региональными  через рассмотрение законов в верхней палате, которая состояла бы из территориальных  представителей. Это был бы механизм сдержек и противовесов.   К сожалению, полемика по поводу возможности создания двухпалатного парламента завершилась в пользу однопалатного законодательного органа. Противники  двухпалатного парламента утверждали, что создание верхней палаты региональных представителей приведет к лоббированию интересов отдельных регионов и распространению сепаратистских тенденций.  Хотя теперешняя ситуация в государстве свидетельствует, что игнорирование региональных интересов как раз и является детонатором раскола.

Печально, что и нормы общественно-политических прав и свобод, которые должны выполняться государством в обязательном порядке, оказались пустой декларацией. В условиях созданного плутократами и коррупционерами системного кризиса очень проблематичной становится реализация даже Статьи 48, гласящей, что «каждый имеет право достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, что включает достаточное питание, одежду, жилище». Теперь же ограбленным и фактически нищим гражданам, думающим о куске хлеба, не до  прав и свобод.

Конституция 1996 года фактически узаконила президентско-парламентскую республику, что в наших условиях чревато опасностью единоличной диктатуры  и  привело к народным возмущениям  «первого майдана» 2004 года.

Негативные последствия такой формы правления некоторым образом сгладила конституционная реформа  Виктора Медведчука, тогдашнего главы президентской Администрации. Реформа установила в стране парламентско-президентскую форму правления, но была введена в действие лишь в 2006 году. Запреты и восстановления этой реформы имели место в дальнейшем. Но это уже отдельная тема.

Эта  Конституция стала результатом временного  компромисса между сторонниками унитаризма  и сторонниками федерализма. Время подтвердило правоту федералистов.

И все же, не смотря на противоречивость и некоторые правовые неточности, Конституция Украины 1996 года была важным событием в жизни украинского народа. После пяти лет споров и проволочек страна получила Основной Закон, который определял жизнь государства и его граждан, повышал международный авторитет, вводил Украинскую державу в число субъектов мировой политики. Жаль, что теперь наше государство стало не субъектом, а объектом международных отношений. И для обретения утраченной субъектности  потребуются  решительные конституционные изменения, направленные на выполнение Минских соглашений и федерализацию страны. Только так можно спасти  государство от краха.

 

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:

Олег Ростовцев

Журналист Львов

Блоги автора: