times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 1739

Деиндустриализация Часть 2

Дата публикации: 28.12.2017 09:17

3 Крушение судостроения.

 

В 1990 году я и мои 6 товарищей решили воссоздать социал-демократическую организацию в Николаеве. Раз назвались социал-демократами, то надо принимать участие в рабочем движении. Самый близкий судостроительный завод - ЧСЗ. Там с 1917 года табельщиком кузнечного цеха работал мой дед Григорий Несторович Демченко, садовый мещанин города Бендер. После японского плена участник обороны Порт-Артура осел в Николаеве. Оттуда на знаменитом пароходе "Полина Осипенко" он отплыл в Эвакуацию под бомбами германских нацистов.

 

Знакомство с заводами началось со стачкомов. На "Океане" еще в 1989 году председатель цехового комитета Юрий Рябков создал Рабочий комитет, членом которого стал начальник планово-диспетчерского отдела Анатолий Кинах. На ЧСЗ первые попытки создать стачком предприняли Тесленко, Кулюшин и Владимир Колесниченко, один из учредителей Руха, заводской крановщик. Тесленко отъехал в Ленинград, а кран Колесниченко списалм, его выпхали за забор завода.

 

Стремление части рабочих к политической карьере сочеталось с осознанием, что число заказов падает, они опасались, что занятость их под угрозой. На ЧСЗ было 44 000 рабочих мест, на "Океане" и заводе имени никогда не существовавших местных коммунаров - по 10-6 000 рабочих мест. Но реально занятых было на порядок меньше. "Океан" изготовлял гражданские суда: нефтеналивные, сухогрузы, пытался делать контейнеровозы, китобойные флотилии были в прошлом.

 

Завод имени 61 коммунаров изготовлял военные суда, крейсер Украина, никому не нужный и не пригодный к боевым действиям с начала проектирования, никак не решатся порезать. Валерий Бабич много книг написал об авианосцах. И директор ЧСЗ о них писал перед смертью. Но когда ломался зуб редуктора турбины и они застывали посреди Средиземного моря, посылали истребитель за новым зубом, а враги из американского авианосца издевались над бывшими союзниками, которым не хватало дяди Джо. Иосифа Сталина!

 

Авианосцы, раньше и подводные лодки, траулера, сухогрузы и даже "жабодавы" делал уникальный гигант судостроения "Наваль", Андре Марти, Носенко, наконец, ЧСЗ - заводу явно не везло с названием. Руководил им волевой и решительный Юрий Иванович Макаров. Грубиян был редкий. К нему пришёл главврач ныне разваленной 2-й больницы, хирург фронтовик Семён Иосифович Дорфман с постановлением председателя горисполкома Молчанова о выделении заводом денег на ремонт их поликлиники. Сейчас это местный филиал переведённой в Одессу придуманной лоцманом Виктором Бездольным фирмы "Дельта-лоцман".

 

Макаров послал его к такой матери. военврач 1919 года рождения показал постановление. А генеральный директор пояснил, что в галюн он ходит именно только с такими постановлениями. Всевластие КПСС уходило в прошлое. Член ЦК КПСС это заметил. Не заметил, что и его власть улетучивается с началом перестройки. Пугать НАТО было уже ни к чему!

 

В 1991 году порезали атомоход авианосец Ульяновск. Козляр не без наводки из США заказал порезку прочного корпуса на двух-трёхметровые куски. Они не влазили в конвентор, только в мартен. Секретную сталь продали на экспорт или перерезали на металлургических заводах. А ТАКР "Варяг" много позже продали китайцам. Через годы те же Винник и Овдиенко помогли переоборудовать его под авианосец Ляонин. Траулеры продали уже в 2017 - это были последние изделия советского периода.

 

Крах завода имени 61 коммунара служит иллюстрацией потрясающей некомпетентности киевских чиновников. В Министерстве промышленной политики Департамент судостроения возглавлял выходец из радиотехнической отрасли. Заказы на ЧСЗ шли из Эллады, от семьи судовладельцев Вардинноянисов, а на завод имени 61 коммунара от судовладельца Ласкаридиса, зубы проевшего на таких заказах. Между тем, договора на долговременные работы устаревали до начала работ. Цены менялись из-за инфляции.

 

Огромные издержки производства парализовали преимущества низкой заработной платы. В СССР была полная занятость. Позже, когда заводы были уничтожены, на иноземных заводах нашли своё место только 6 000 с небольшим рабочих. На них держалось все судостроение. Кто-то отмораживал кожу лица на нефтяных вышках в Норвегии. Кто-то добрался до Бразилии и Аргентины. В Дубаи взяли немногих: инженеры не знали технического лексикона английского языка. А о технике безопасности и экологии производства знали меньше палестинцев и пакистанцев.

 

Но в Польше, Болгарии, Турции, России наши судостроители пришлись ко двору. А во Вьетнаме, Китае, Индонезии они востребованы и сейчас. Мы в 1990 году не понимали, что наше судостроение обречено. Только когда та же беда постигла Британию, Канаду и Голландию, стало ясно, что страны Южных морей, начиная с Южной Кореи и Вьетнама нам не догнать. Судостроение энергоёмко. А там тепло. И рабочие не пьют водку, зарплаты там ещё ниже, чем у нас.

 

Кроме того, полная занятость привела на заводы "подснежников", то есть занятых непроизводительными занятиями. Партийные и профсоюзные активисты рисовали листки "Прожектор перестройки", молодые комсомолки нередко занимали места шлюх домушниц, призванных ублажать многочисленных проверяющих и иноземных специалистов - на НГЗ, например. Их садили на цеховые кран-балки, но заняты они был и на другой работе. Эту публику, резко удорожавшую накладные расходы при сокращении увольняли в последнюю очередь. Блатных начальство жалело.

 

Что же придумал Пётр Короткий? Он нашёл выход: стал выпрашивать деньги не у самого старого Ласкаридиса, а у его дочерних фирм, с которыми договора не заключались. И попал под Стокгольмский Арбитраж. Было это пр и директоре Черненко в 1997 году. Овдиенко, первым заключавший контракты с греками, очень возмущался. Гарантии Державы Украина покрылись позором. Под подозрение СБУ попал и отец нынешнего нардного депутата Артёма Ильюка.На него завели дело.

 

Александр Ильюк, сын бывшего главного инженера завода, якобы помог грекам вывезти выманенное у них оборудование на дне трюмов. Его хотели нагло украсть. Якобы эта помощь не была бескорыстной. Но посадить в заключение этого помощника - значило признаться в мошенничестве. Мужика попугали и отцепились.

 

Настоящий стачком на ЧСЗ был избран на 12 тысячном митинге 10 декабря 1993 года. По предложению Владимира Серебряного председателем в красном уголке машиностроительного комплекса избрали моего многолетнего товарища сына начальника транспортного цеха, матроса плавдока Александра Тарана. Макаров перенёс инсульт и ушёл. На его место под серьёзной дымовой завесой интриг перешёл Игорь Николаевич Овдиенко. Это была единственная победа стачкома. Пиррова победа!!!

 

Обратно его не приняли. Винник и Трищенко не сочли его директором легитимным. А стачком требовал загрузки. Взять её было не откуда. В 1997 году на столетие завода спустили судно Вардинноянисам. Видел лично их белоснежного капитана и суровых братьев и пожилую их сестру. На мостике вышки стоял Кинах с новой супругой. Стачком был рад. Но это был занавес.

 

Тихоненко, сменивший вытесненного Овдиенко пил, работал неделю, а следующую пил. Подрался в греческом бардаке. Открыл свой в баре "Малахит" на улице Московской. Рабочие то числом 300 работяг из стапельного цеха, то 2,5 тысяч из обоих заводов годами ходили поперёк Николаевского полуострова на встречу с товарищами из завода имени 61 коммунара к Николаю Петровичу Круглову. Их встречали, уважали, их боялись. Им помогали. В 2013 году новый держатель акций ГАХК ЧСЗ Вадим Новинский дал 30 миллионов на погашение долгов по зарплате остаткам коллектива верфи ОАО СВ "Меридиан" (раньше блок траулеров).

 

Не то что сейчас когда еженедельно пара сотен старух и стариков из умершего завода перегораживают Варваровский мост. Им должны уже 60 миллионов, а проходимец из Херсона Романов чихал на Вову Гройсмана и Алексея Савченко, а президенту Петру Порошенко не досуг прижать своего назначенца и порезать корпус крейсера на металлолом, чтобы не позориться своим непомерным жлобством.

 

Нет уже убитого за свой частный дом Игоря Бойко, защитника бывшего завода, прекратил свою работу лидер альтернативного профсоюза "Солидарность" Гахк ЧСЗ Владимир Наумович Серебряный. Николай Романчук обманом развалил стачком "Океана", приманив Янкова и больного Шушакова пустыми должностями. Теперь вместо нового и эффективного завода "Океан" нелегальный "пиратский" порт.

 

Осталась замечательная книга Натальи Лущан, журналистки и многолетнего пресс-секретаря народного депутата Емельянова, Кинаха, Круглова "На изломе времени. Николаевская область 1989-1999"."Возможности Киммерии" 1999 год, и изданная в том же году местного разлива политиком Анатолием Иванюченко "Коли мужчини сорок рокив". Нет уже и безвременно умершей Натальи Ивановны. Уехал В Польшу и сменил от стыда имя Иванюченко.

 

Приложили свою руку к развалу судостроения и северные старшие (по их мнению) братья. Это племянники многолетнего представителя Российской Федерации в ООН братья Чуркины и их родители. Им Чечетов и Васильев из Фонда госимуществ Украины за взятку всучили ЧСЗ. Да и Бураков на "Океане" добил завод, Обошли эти мордвины отечественного мошенника Петра Короткого. Особенно наглел анестезиолог Игорь Чуркин.

 

Когда позже погибший их отец - кавторанг с Дальнего Востока призывал братьев Олега и Игоря быть осторожнее, он и отвечали: "Батя не парься. Там Клондайк металла". Они по глупости спилили подъёмное устройство к огромным 800-тонным финским кранам, видным из любой точки города. А потм искали вертолёты, чтобы разобрать и сами краны, как это сделал Анатолий Шиянюк с гигантской антеной из Калиновки. Но губернатор Гаркуша этого им не позволил.

 

Вадим Новинский, пришедший им на смену, хоть и не вернул Серебряного на завод, всё же оставил там плавдок с Тараном и продолжает там судоремонты. Это жалкие остатки некогда грандиозного судостроительного комплекса Николаева. В последующем постараюсь описать крах вспомогательных заводов - "Кристалла", "Нииконда", завода технологической оснастки и КБ, обеспечивающих погибшую судостроительную отрасль. Её можно было бы хотя бы частично сохранить. Работал же там, на "Океане" Герман Кваст из королевства Нидерландов!

 

Но Кинах и его помощники Григорьев и Богомаз 40% территории завода передали в разного рода аренду, голландцы узнали, что снять Романчука нельзя, и сразу продали норвежцам, обманули их. А те продали завод Бурлакову и его хозяину Юсуфову. Бурлаков убит. Романчук под судом. Братья Чуркины сгинули, закрыв во Львове между делом ЛАЗ там теперь вещевой рынок. А город остался без заводов.

 

Подчёркиваю: идея этого сжатого очерка трагедии принадлежит начинающему публицисту Олегу Гончаренко! Из клуба "Политический скептицизм".

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Игорь Иванников

Общественный активист

Блоги автора: