times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 5338

ПСИХОЛОГИЯ: Откуда берутся комплексы. Часть 1

Дата публикации: 24.03.2016 11:39
Автор: Наталия Хорошевская

Комплекс неполноценности – это заниженная самооценка, возникающая на основе реального или (что бывает значительно чаще!) мнимого недостатка внешности или характера. Складывается он, как правило, в дошкольный период жизни человека или в момент полового созревания. Это объясняется тем, что малыш до 4 лет, испытывая неудачи и совершая ошибки, еще не умеет делать выводы, подводить итоги и, следовательно, не принимает негатив близко к сердцу.

 Взрослея, ребенок начинает обобщать события, происходящие с ним, анализировать свои поступки и оценивать их, выискивая подтверждение собственному мнению в реакциях окружающих. Чаще всего это происходит в возрасте 12-14 лет: переходный возраст – пора формирования личности. И в это нелегкое время подростку очень важно сознавать, какое впечатление он производит на близких, друзей, одноклассников и просто знакомых. И, если ему покажется, что люди реагируют на него отрицательно, он сделает вывод : «я плохой», «я неудачник», «я хуже других». Подтвердившись несколько раз, эта мысль глубоко западает в душу подростка. Так возникает комплекс неполноценности.

Очень многие знаменитые женщины в детстве страдали от комплекса неполноценности, однако сумели преодолеть его и достичь вершин славы.

Можно выделить следующие причины возникновения у подростка комплекса неполноценности, в равной степени актуальные и для мальчиков, и для девочек:

  •  Реальный или мнимый недостаток (физический изъян, дефект внешности или характера);
  • Равнодушие и холодность родителей, их безразличие к успехам и проблемам ребенка, нежелание принимать участие в его жизни;
  • Критическое отношение родителей к ребенку, постоянные придирки, недовольство, насмешки, отсутствие дружеской поддержки и одобрения;
  • Повышенная забота и плотная опека родителей, чрезмерно сильное, подавляющее влияние их любви на жизнь взрослеющей личности;
  • Сплошная череда неудач в дошкольном или подростковом периодах жизни, неумение ребенка справляться с трудностями и преодолевать препятствия;
  • Безответная подростковая любовь (закончившаяся расставанием, скандалом, выяснением отношений), глубокие переживания ребенка;
  • Несоответствие (реальное или мнимое) образа жизни, внешности и поведения принятым в обществе нормам и стандартам;
  • Несовпадение реального жизненного уклада и социального положения с желаемым;
  • Отсутствие успеха в учебе, карьере, спорте, низкая обучаемость и неспособность к восприятию новой информации, слабо выраженный личностный рост.

Наиболее характерная причина возникновения комплекса неполноценности у подростка связана с его внешностью.

В переходный период детский организм претерпевает значительные изменения: происходит превращение ребенка в взрослого человека, гормональный фон резко повышается. Фигура становится женственной у девочки. Появляются грудь, талия, округляются бедра. Все это можно отнести к положительным переменам, ведь для девочки процесс взросления имеет особое мистическое значение: она ощущает рост своей женской привлекательности, и ей это не может не нравится!

Родители часто совершают ошибку, сравнивают своего ребенка с другими детьми, подчеркивая его недостатки и рождая тем самым в его душе ощущение собственной неполноценности, ничтожности. Подростки очень чутко реагируют на отношения родителей к их успехам. Психологи советуют взрослым быть внимательными к детям и обязательно хвалить по любому поводу.

Но есть у этой медали и оборотная сторона: физиологические изменения несут с собой множество неприятных сюрпризов, например, прыщи, повышенную потливость, растительность на теле. Девочка подолгу смотрит на себя в зеркало и страдает из-за несовершенства своего лица и фигуры. Ей кажется, что она выглядит плохо, что ее внешность далека от идеала. Сравнивая себя с фотомоделями и актрисами, она с ужасом осознает собственную «ущербность», да и одноклассницы, по ее мнению, выглядят значительно лучше и интереснее, чем она. Такие размышления наполняют душу девочки – подростка отчаянием,  она чувствует себя некрасивой униженной, несчастной. Возможно, если бы она знала, что точно так же страдает большинство подростков, ей было бы намного легче. В самом деле, трудно в одиночку справляться с проблемой, обязательно нужен человек, который разделит ее с тобой, утешит и поймет.

Для нормального развития девочке необходима помощь взрослых, в идеале это должны быть родители: от матери дочка  может получить конкретные советы  рекомендации ( по уходу за кожей, подбору одежды и т д), от отца – любовь и восхищение. И конечно, в этом возрасте девушка нуждается в подругах, ей нужна компания сверстниц, имеющих те же проблемы, что и она. Совместное обсуждение кремов-депиляторов и лосьонов от прыщей убивает двух зайцев: во-первых, позволяет девочкам найти наилучшие решения их проблемы, а во-вторых, спасает их от депрессии и дает возможность выговориться, выплеснуть эмоции.

Плохо, если у юной девочки совсем нет подруг: она может замкнуться в себе, зациклиться на своих мыслях. И  в этом случае маленькая неприятность легко может превратиться в ее сознании в огромное препятствие на пути к счастью. Как следствие, у девочки возникнет комплекс неполноценности.

Вообще, девочки, вступившие в переходный период, часто выглядят неловкими, неуклюжими, угловатыми, с нескладными конечностями, торчащими коленками, выпирающими ключицами и т д. Из детского возраста они уже вышли, но взрослыми еще не стали. Это, так называемый синдром гадкого утенка: пройдет немного времени, и некрасивый птенец превратится в прекрасного лебедя.  Девочкам просто нужно немного подождать – такой совет чаще всего дают подросткам родители. Но как может юная девушка ждать, если ей уже сейчас хочется чувствовать себя привлекательной?

Многие девушки переживают ощущение своей неполноценности, ведь в подростковом возрасте все они превращаются в гадких утят. И если кто-то отпустит в их адрес ехидное замечание по поводу угловатой фигуры, юношеских прыщей или неловкости во время урока физкультуры, то у неуверенных в себе девочек может развиться комплекс неполноценности.

Первая любовь у девочек-подростков всегда связана с романтикой, и разочарование может наступить не только из-за отсутствия взаимности, но и из-за несоответствия ожидаемого действительному. Так, девочка может испытать потрясение если ее любимый мальчик признается ей в том, что она ему нужна только для секса, а не для любви. Для нее секс и любовь взаимосвязаны. А вот в представлении мальчиков-подростков это две разные области человеческих отношений.

Точно так же девочка будет переживать, влюбившись без взаимности. Если ее любимый мальчик не ответит на ее чувства или, что еще хуже, предпочтет другую, то она во всем обвинит свою внешность: «я слишком полная», «у меня слишком длинная шея» и т д. Никакие увещевания  и утешения взрослых здесь не помогут: подросткам свойствен максимализм,  и они не могут смириться с собственным несовершенством. Кроме того, это так просто – обвинить во всех неудачах лишний вес или нос картошкой! Гораздо проще, чем попытаться осмыслить ситуацию и сделать из нее какие-либо выводы на будущее. Существует несколько признаков, которые свидетельствуют о назревающей психологической проблеме:

  •  Поведение девочки резко изменилось без внешних причин;
  • Она стала часто уходить в себя, погружаться в задумчивость;
  • Периоды замкнутости сменяются оживлением, эти перепады происходят постоянно и заметны со стороны;
  • Девушка проводит много времени перед зеркалом, изучая свое отражение до мельчайших подробностей;
  • Она завидует другим девушкам (топ-моделям, певицам, подругам) и не скрывает этого;
  • Она впадает в крайность, изводя себя спортивными тренировками, отказываясь от пищи, с утра до ночи  занимаясь английским языком или алгеброй и т д;
  • Девушка становится раздражительной, злится, нервничает, часто плачет, ее тело находится в постоянном напряжении, она быстро устает;
  • Она боится людей, в компании старается держаться в стороне, не привлекая к себе внимания, в крайних случаях у нее на нервной почве получаются заикания или другие дефекты речи;
  • Она нередко говорит о том, что ей не везет в жизни, что она некрасивая, несчастливая, что в жизни нет ничего хорошего, миру нет до нее дела и т д;
  • Она перестает следить за собой;
  • Постоянно пребывает в депрессии.

Со временем причина, вызвавшая комплекс, сама собой устранится или перестанет быть важной, но ощущение никчемности, ненужности остается с девушкой навсегда. Если, конечно же, она не приложит максимум усилий к тому, чтобы избавиться от комплекса неполноценности и  вернуться к нормальной жизни.


Самые популярные новости:


Выскажи свое мнение!