times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 339

Факторы возможного распада Украины

Дата публикации: 05.12.2017 15:33

Каждый саммит «Восточного партнерства» больно бьет по самолюбию украинских лидеров. Ведь все страны, претендующие на партнерство с Евросоюзом, время от времени получают какой-никакой, но все же пряник, а Украина уезжает с кнутом, обидой и зафиксированными в протоколе недоработками, исключающими преференции, не говоря уже о членстве в ЕС. Рассматривая фото с саммита-2015 и саммита-2017, на которых запечатлены президент Украины и лидеры Евросоюза, невольно задумываешься: что изменилось за это время? В 2015 году Европа (в лице Меркель и Олланда) еще хотя бы имитировала желание принять Украину в ЕС, а в 2017-м речь президента Порошенко на саммите, по сути, поддержала только Тереза Мэй — премьер Великобритании, покидающей Евросоюз. Вот ведь ирония судьбы: Великобритания уходит, но отпускают ее неохотно (выход страны из объединения оттягивают до 2025 года), а Украина очень хочет войти, но в ЕС все более неохотно рассматривают даже саму перспективу ее присоединения.

 

Украина недостойна войти в «дружную европейскую семью»? Нет, дело в другом — в умении объективно оценивать свои силы, просчитывать ходы наперед, понимать возможные последствия собственных действий. Все это необходимо, чтобы обеспечить стабильное и успешное развитие страны. И вот как раз с этим у нашей политической верхушки совсем туго. Потому и напоминает страна малолитражную Toyota Prius, которая пытается разогнаться до несвойственной ей скорости, рискуя доехать до финиша на «лысой» резине, а то и вовсе без колес.

 

Украина, так рвущаяся в Европу, рискует прийти туда без главного — без украинской нации, стремительно «растворяющейся» на просторах огромного европейского рынка труда, а также гибнущей на своей территории из-за войны и нищеты. Из 19,8 млн трудоспособного населения Украины осталось 14,5 млн. Где остальные? Это безработные или покинувшие страну? Украинцы становятся (да, впрочем, уже стали) нелегальной рабочей силой на рынках труда не только Европы, но и всего мира. В одной лишь Польше трудятся порядка 5 млн наших сограждан. По некоторым данным, только в 2017 году 600 тыс. украинцев покинули свою страну в поисках средств к существованию. Что ждет Украину, стремительно теряющую свое главное богатство — людей? Какое будущее у страны, в которой катастрофически быстро уменьшается количество населения и которая находится уже не в дружественном окружении?

 

К сожалению, действительно недружественном. Евроинтеграторы умудрились рассорить Украину чуть ли не со всеми соседями, нормальные отношения сохранились только с теми странами, с которыми у нас нет общих границ. И это «заслуга» отечественной дипломатии и прежде всего главы МИДа. Сначала господин Климкин был героем у Меркель (якобы именно канцлер Германии рекомендовала его президенту Порошенко), затем – плохоньким исполнителем реформ, которые вроде бы должны были способствовать развитию демократии, потом — гневным обвинителем, упрекающим Европу в недостаточной требовательности и нежелании усиливать конфронтацию с РФ. О дипломатии как таковой — умении искать и находить компромиссы, налаживать диалог, вести переговоры — глава МИД Украины, похоже, забыл. И не только он. Наши дипломаты следуют примеру своего руководителя и все чаще становятся фигурантами скандалов, участниками конфликтов, забывая о своих прямых обязанностях. К сожалению, фамилии послов Украины известны уже не только за границей, но и в нашей стране, что очень напоминает политический пиар с обязательным имиджевым профайлом.

 

Германия, Франция, Беларусь — от лидеров этих стран слышим либо порицание, либо «звук отключен вовсе». И возникают закономерные вопросы. С кем остается Украина? Стоили ли кровопролитная революция и война тех свеч, которые до сих пор в памяти украинцев? Минские соглашения — результат дипломатических усилий лидеров указанных государств — просто-напросто игнорируются украинской властью. Как и заложенная в них дипломатическая концепция мирного урегулирования конфликта. Если признать ДНР и ЛНР террористическими организациями (именно этого добивается Киев), Украина лишится путей к отступлению — борьба будет продолжаться, надо полагать, до полного истребления одной из сторон. А контрабанда товаров, нефтепродуктов, незаконный оборот оружия станут чуть ли не нормой в Украине и негативно скажутся на ее экономике.

 

Надо признать: конфликт на Донбассе — главная проблема Украины вот уже четвертый год. И украинский МИД оказался неэффективен, свою функцию он не выполнил. Достаточно показательно то, что главного дипломата страны не включили в состав Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Востоке Украины. Климкин умеет делать только провокационные, ультимативные заявления, но совершенно не умеет выстраивать диалог. Так что невключение его в состав ТКГ было правильным шагом, иначе конфликты с Беларусью у нас начались бы еще в 2014 году. К счастью, прекратилась и вредоносная деятельность дипломата Р. Бессмертного в Трехсторонней контактной группе, явно направленная не на прекращение конфликта. Но вот вопрос: почему в такой сложной для страны ситуации интересы Украины представляют подобные деятели? Неужели квотное распределение портфелей бездарностям важнее, чем авторитет государства?

 

Конфликт на Донбассе по-прежнему обессиливает, обескровливает Украину, но Киев не предпринимает реальных шагов для его урегулирования. Почему? Похоже, украинская власть рассчитывает, что проблему решат за нее. Но Ангела Меркель, победы которой на выборах так ждали в украинском политикуме, по сути, устранилась от урегулирования ситуации в Украине. Это избавляет в том числе и от необходимости объяснять, почему именно Германия инициирует особый контроль за перемещением иностранных граждан внутри ЕС. Берлину логичнее «разочароваться» в Украине, чем выделять украинских граждан в особую категорию среди беженцев с Ближнего Востока. А с учетом того, что США затеяли челночный марафон «дипломатичного» Волкера, можно предположить, что встречи в «нормандском формате» во исполнение «Минска» могут и не проводиться, так как достаточно договоренностей на уровне исполнителей. Тем более что киевская власть заняла позицию «ждуна».

 

Есть еще один важный момент. То, что Киев не воспринимает федерализацию, не признает эту форму государственного устройства, вовсе не означает, что он, по сути, ее не проводит. Заглянув в теорию государства и права, каждый может убедиться, что существует несколько разновидностей децентрализации, включая и эту самую федерализацию. Двойная игра с электоратом Украины и иностранными партнерами отражает суть политики, проводимой нынешней властью: с одной стороны, якобы невозможно провести полную децентрализацию из-за военных действий (на Донбассе — оккупанты), с другой — Киев подписал Минские соглашения, подтвердив готовность в сложившейся ситуации управлять регионом в рамках «делегирования» части полномочий другой стороне конфликта. Но, как видим, Киев просит у Запада лишь оружия и денег, готов аннулировать «Минск» и вернуть всю страну под свой контроль. К сожалению, власть уготовила для Востока Украины авторитарную полицейскую систему управления, продавливая через безвольный, недееспособный парламент действительно драконовские законы, с помощью которых в мятежных областях намерены ликвидировать институты самоуправления и на штыках военных администраций удерживать власть и распоряжаться финансами территориальных громад.

 

По сути, проведение такой политики вместо мирного урегулирования конфликта, да к тому же на фоне отказа от социальной защиты сотен тысяч инвалидов, пенсионеров и несовершеннолетних, реализация плана по военному управлению территориальными громадами и их объединениями, насчитывающими миллионы граждан, приведет к формированию «человеческой гремучей смеси», способной взорваться в любой момент. Как с целью самозащиты, так и с целью самоуничтожения. Этого хотят горячие головы, допускающие возможность разрешения конфликта по хорватскому сценарию?

 

Хотелось бы напомнить о так называемом югославском конфликте, начавшемся в 1991 году, когда старая Европа с помощью НАТО бомбила Белград и «крошила» Югославию, прикрываясь заявлениями о необходимости сохранить «единство и территориальную целостность Югославии». Причем такое решение было принято на основании одного-единственного аргумента: первоначальное разделение целостной Югославии способствует «разрастанию внутреннего конфликта, оправдывающего вооруженное вмешательство». А дальше были война, резня и дробление территории бывшей Югославии по этнонациональному признаку в границах, очерченных гусеницами танков НАТО.

 

О неприемлемости для Украины югославского сценария и подобной бездумной, даже преступной политики в целом свидетельствует тот факт, что «партию войны» у власти и ее агрессивную риторику не воспринимает уже и мировое сообщество. А украинцы и подавно — стремящиеся к нулю рейтинги «поводырей» от власти красноречивее любых слов.

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Василий Нимченко

Кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, народный депутат Украины

Блоги автора: