times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 1397

Прикосновение к звездам

Дата публикации: 11.01.2018 18:25

Украинская земля, не смотря на трагические моменты истории, всегда была богата талантливыми людьми, гениями духовности, гениями смелой мысли. Но в плеяде выдающихся личностей Украины особое место занимает Сергей Павлович Королев, основоположник космонавтики, значимый советский ученый и конструктор, академик Академии Наук СССР, лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда, автор программ ракетостроения и космокораблестроения. Иначе говоря, ЧЕЛОВЕК, ПРИКОСНУВШИЙСЯ К ЗВЕЗДАМ.

 

В связи с этим вспоминается художественный фильм «Укрощение огня», в котором образ Королева воплотил на экране замечательный актер-киевлянин Кирилл Лавров. Разумеется, в фильме была изрядная доля авторского вымысла. А как же было на самом деле? Какова была реальная жизнь ученого, сумевшего осуществить ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЗВЕЗДАМ, открывшего человечеству путь в КОСМОС?

 

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года ( по старому стилю 31 декабря 1906 года) в Житомире. Его отец Павел Яковлевич Королев был из разночинцев, преподавал русскую словесность. Вскоре после рождения сына он оставил семью. Ребенка отправили в Нежин к родителям матери Марии Николаевны Москаленко (Баланиной), которая происходила из купеческой семьи.

 

В 1915 году Королев поступает в подготовительный класс гимназии в Киеве. А в 1917 году зачислен в первый гимназический класс в Одессе, куда переезжает вместе с матерью и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным.

 

В связи с революционными событиями гимназия была закрыта. И Сергей четыре месяца проучился в единой трудовой школе. Далее пришлось обходиться домашним образованием. Мать и отчим являлись учителями. Причем отчим имел инженерную подготовку, что повлияло на личность будущего конструктора.

 

Именно в эти годы юный Королев заинтересовался авиационной техникой и проявил на этом поприще выдающиеся способности.

 

В 1922-24 годах Сергей обучался в строительной профессиональной школе, сочетая основную учебу с занятиями на различных курсах и в разных кружках. Еще в 1921 году он подружился с летчиками Одесского гидроотряда и принял активное участие в авиационных делах. С 16 лет выступал как лектор по ликвидации авиабезграмотности (был такой термин), а в 17 лет стал автором проекта безмоторного самолета К-5 («Королев-5»). Проект был представлен на рассмотрение специальной комиссии и рекомендован к серийному изготовлению.

 

В 1924 году юноша поступает в Киевский политехнический институт на факультет авиационной техники, где успешно осваивает общие инженерные предметы и становится спортсменом-планеристом.

 

В 1926 году Королев переводится в Московское Высшее Техническое Училище (МВТУ) им. Н. Э. Баумана. В период московской учебы Сергей Павлович на планере «Жар-птица» конструкции М. Тихонравова сдал экзамен на звание «пилот-паритель». 

 

В 1929 году под руководством выдающегося самолетостроителя Андрея Николаевича Туполева Королев защитил дипломную работу – проект самолета СК-4.  Одновременно им сконструирован планер СК-3 «Красная Звезда», на котором можно было в свободном полете выполнять фигуры высшего пилотажа, в том числе «Петлю Нестерова» («Мертвую Петлю»).

 

В том же году состоялась значимая в жизни молодого ученого встреча с основоположником полетов в Космос Константином Эдуардовичем Циолковским, который подарил ему свою книгу «Космические ракетные поезда» и порекомендовал заняться космическим ракетостроением.

 

В 1931 году Королев приступает к работе в ЦАГИ в должности старшего инженера по полетным испытаниям. Там он знакомится с выдающимся ракетчиком Фридрихом Артуровичем Цандером. Вместе они занимаются испытаниями ракетного двигателя ОР-1.  А затем приступают к созданию ракетоплана РП-1 на жидкостном двигателе.

 

В то же время Королев встает во главе научно-технического совета московской Группы Изучения Реактивного Движения (ГИРД). Интересы обороны СССР потребовали пристального внимания к разработке ракетного вооружения. Сергей Павлович создает соответствующее конструкторское бюро. Значительным достижением тогда стал запуск ракеты на жидкостном двигателе ГИРД-09, достигшей 400-метровой высоты.

 

С сентября 1933 года Королев работает заместителем директора Реактивного института. Несовпадение  с руководством взглядов на научные разработки привело к тому, что Сергей Павлович уходит с должности и работает в институте простым инженером, занимаясь конструированием крылатых ракет.

 

В 1934 году выходит в свет работа Королева «Ракетный полет в стратосфере», где изложены вопросы использования ракет в военных и научных целях.

 

В 1936 году молодого ученого назначают главным конструктором Реактивного НИИ, разрабатывающего ракетные аппараты. Здесь Королев выдвинул концепцию ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за считанные минуты большой высоты, атакующего вражескую авиацию, наносящего убойные удары по наземным объектам противника.

 

Во время испытания новой разработки произошла авария. Главный конструктор получил ранение головы. После излечения в клинике, 27 июня 1938 года он был арестован, осужден, как вредитель, на 10 лет и отправлен в колымские лагеря на общие работы.

 

Разработку   ракетоплана пытались продолжить. Но без участия автора создать боевой ракетный самолет не удалось.

 

В сентябре 1940 года по ходатайству тоже арестованного и осужденного в 1938 году Андрея Николаевича Туполева Королева перевели из Колымы в «Туполевскую  шарашку». Коллектив осужденных ученых разработал новый самолет Ту-2, который был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком.

 

Сергей Королев продолжал научную деятельность в тюремном КБ Казани, разрабатывая авиационную ракетную установку. В результате он был награжден орденом «Знак Почета» и освобожден из заключения.

 

Он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Но оказалось, что в Германии,  потерпевшей поражение, такие проекты уже были реализованы. Королев едет на немецкие предприятия в советской зоне оккупации, в том числе в институт Нордхаузен и на полигон Пенемюнде, где немецкий конструктор Вернер фон Браун создавал ракеты Фау-1, Фау-2. Сергей Павлович ищет и собирает научную документацию, образцы техники, привлекает к сотрудничеству немецких ракетчиков.

 

В мае 1946 года Королева назначают одним из Главных конструкторов Государственного союзного НИИ реактивного вооружения (НИИ-88) в подмосковном Калининграде (ныне Королев). Там по указанию И. В.  Сталина создается собранная из трофейных узлов ракета А-4. Проводятся испытания первых ракет Р-1, воспроизводящих А-4, но уже из своих материалов и по отечественной документации с соответствующими доработками и усовершенствованиями.

 

Сергей Павлович Королев проявил себя не только как ученый-конструктор, но и как талантливый организатор, скоординировавший работу всех служб. Достижение вершин ракетной техники началось с выпуска ракеты с дальностью полета в 300 км. В 1948 году создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых  военных баз США. Дальнейшие разработки приводят к появлению РДД-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Стратегическая ракета испытывалась на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года. К этому времени Королев был полностью реабилитирован.

 

Гениальный авиаконструктор был дважды женат. Первая жена Ксения Винцентини родила ему дочь. После войны семья распалась. Со второй женой Ниной Котенковой он познакомился в НИИ-88, где Нина работала переводчицей и стала спутницей до конца его дней.

 

Королев всего себя отдавал любимому делу. Он разрабатывал многоступенчатые межконтинентальные ракеты. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., а модернизированная (МБР) Р-7А достигала 12 тыс. км.

 

Жидкостные МБР уступали американским твердотопливным ракетам. Поэтому Королев разработал ракету РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащены твердотопливными ракетами, в основу которых положена (МБР) РТ-2, созданная Сергеем Павловичем.

 

Боевые разработки стали для ученого  условием, необходимым в освоении Космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. 3 ноября того же года на орбиту был отправлен второй спутник с собакой Лайкой на борту.

 

А 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур  в Космос полетел советский офицер Юрий Алексеевич Гагарин, ученик и воспитанник Королева.

 

Эти проекты реализовывал коллектив ученых – Совет главных конструкторов, созданный Сергеем Павловичем. При жизни Королева были успешно проведены еще 7 полетов пилотируемых  кораблей «Восток» и «Союз», запущены орбитальные спутники, космические научные станции и системы.

 

Жизнь Сергея Павловича Королева оборвалась 14 января 1966 года. Причиной стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце великого открывателя космических просторов.

 

После ухода гения темпы осуществления космических программ замедлились. Ни в СССР, ни в США не оказалось научной личности, равной по масштабу  Королеву.

 

Автор этого текста некоторое количество лет тому назад побывал в Житомире, где посетил Музей Сергея Павловича Королева. Там размещены макеты космических аппаратов, фотографии, документы, свидетельствующие о жизненном ПОДВИГЕ  этого человека.

 

Воспоминание это наводит на обидную мысль о том, что и теперь в Украине обязательно произрастают таланты, подобные Королеву. Но жадность, продажность и недальновидность теперешних правителей страны могут вынудить новые дарования к отъезду из Украины, где невозможно жить и творить.

 

Украина перестала быть космической державой. НПО «Южное», Мотор-Сечь» и многие другие предприятия, имевшие отношение к космонавтике, разворованы и почти уничтожены. Очень жаль, если Украина лишиться новых гениев, которые будут вынуждены  уехать в другие страны. И Славу они принесут другим государствам, а не своей Родине.

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Олег Ростовцев

Журналист Львов

Блоги автора: