times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 792

Три года спустя, или О безальтернативности Минских соглашений

Дата публикации: 15.02.2018 15:53

Три года назад ― 12 февраля 2015 года ― лидерами «нормандской четверки» был принят и подписан «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», позднее утвержденный резолюцией Совета Безопасности ООН и получивший статус международно-правового акта. Да, этот документ пока не выполнен. Но те, кто говорит о неэффективности «Минска», а уж тем более о его «смерти», обманывают ― либо себя, либо других.

 

Минские соглашения работают. И это очевидно. Достаточно вспомнить главное событие декабря 2017-го, а пожалуй, и всего прошлого года ― долгожданное освобождение удерживаемых лиц противоборствующими сторонами на Донбассе. Обмен удалось провести именно благодаря «Минску». С политической и миротворческой точки зрения это событие ― бесспорное доказательство того, что стратегия восстановления мира, предусмотренная «Комплексом мер по выполнению Минских соглашений», является правильной и единственно возможной.

 

Если бы не Минские соглашения и усилия переговорщиков, в частности Виктора Медведчука, по сути выработавшего стратегию осуществления гуманитарной миссии «Минска» и напрямую обратившегося к президенту Российской Федерации с просьбой посодействовать обмену, неизвестно, сколько еще месяцев пришлось бы ждать этого освобождения.

 

Что могут противопоставить этому адепты «партии войны», жаждущие продолжения боевых действий и потому убеждающие в неэффективности минского переговорного процесса? Ничего.

 

Именно благодаря Минским соглашениям удалось прекратить полномасштабные боевые действия, уменьшив количество жертв конфликта как с одной, так и с другой стороны. Кроме того, именно «Минск» стал основой для проведения обмена удерживаемыми лицами. А что может быть важнее освобождения людей? Ведь, по словам Медведчука, «речь идет о жизнях, судьбах сотен украинцев по обе стороны линии соприкосновения».

 

Более того, как отметил лидер «Украинского выбора ― Права народа», «этот важный шаг открывает перспективы для мирного урегулирования конфликта, прекращения боевых действий, решения вопроса о возврате Донбасса в Украину и Украины на Донбасс». Состоявшийся обмен может стать первым шагом не только к освобождению всех удерживаемых лиц, но и к восстановлению мира в Украине.

 

Впрочем, может и не стать. Все зависит от сторон конфликта, от их готовности выполнять Минские соглашения, альтернативы которым нет.

 

Это хорошо понимают на Западе, о чем свидетельствует заявление МИД ФРГ по случаю третьей годовщины подписания «Комплекса мер...». «При наличии политической воли стороны могут и сегодня достигать прогресса, как показал успешный обмен сотнями пленных в конце декабря», ― подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве Германии и призвали «все стороны наконец доказать наличие политической воли для реализации Минских соглашений». В заявлении МИД также отмечается, что «Германия вместе с Францией в "нормандском формате" продолжат интенсивно работать над поиском решения, которое наконец принесет мир».

 

А вот готовы ли стороны конфликта ради восстановления мира проявить политическую волю и выполнить Минские соглашения? Судя по тому, что по инициативе «партии войны» в парламент был внесен, а затем и принят так называемый закон о реинтеграции Донбасса, не имеющий ничего общего с реинтеграцией как правовой категорией, которая предусматривает восстановление, объединение территорий, в Киеве такой политической воли нет. Адепты «партии войны» открыто выступают против «Минска». Это по их настоянию из закона исключили даже упоминание о Минских соглашениях.

 

По сути, так называемый закон о реинтеграции (и это подтверждается заключением главного научно-экспертного управления Верховной Рады) продиктован латентным желанием власть имущих использовать Вооруженные силы Украины на территории страны, присвоить президентские полномочия по принятию решений о применении Вооруженных Сил Украины, ссылаясь на вооруженную агрессию, и ликвидировать на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей институты самоуправления граждан, их территориальных громад, аналога чему не знает ни национальная, ни международная правовая практика.

 

Более того, приняв этот документ, сторонники «войны до победного конца», по сути, узаконили, сделали нормой систему управления общественными процессами, территориальными громадами и их объединениями в указанных областях по правилам военной диктатуры. И это в стране, где не объявлена война!

 

Кроме того, идеологи «ампутации» Донбасса инициировали законопроект о защите украинской государственности от проявлений коллаборационизма (регистр. № 7425), предусматривающий не что иное, как репрессии, политический и моральный террор в отношении тех, кто исповедует иную ― «неправильную» ― идеологию. По сути, этим документом предлагается узаконить экспансию радикал-национализма, разделение граждан страны по языковому, духовному и культурному признакам. Это попытка создать образ внутреннего врага в лице жителей неконтролируемых территорий, чтобы оправдать вооруженный конфликт на Донбассе и незаконное применение ВСУ против своих сограждан.

 

Указанные законопроекты направлены на формирование в Украине протекторатов и анклавов, в результате чего значительная часть граждан будет лишена возможности свободного перемещения, передвижения товаров, услуг и капитала.

 

Повсеместное насаждение «национальных» ценностей (украинского языка с одновременным ограничением использования языков национальных меньшинств, «правильной» идеологии, а также героизация спорных исторических фигур, подчас доходящая до крайности и глупости ― требований заучивать наизусть даты их рождения и смерти, отчества и т. д.) ― это дорога в никуда.

 

Вообще, навязывание обществу любой идеологии изначально обречено на фиаско. Но пока это станет очевидно, сколько будет сломано человеческих судеб, сколько ненужных жертв принесено. В Украине это и погибшие в АТО, и погибшие из-за разгула криминала, это разбитые семьи и огромное количество инвалидов среди мужского населения, это переселенцы, беженцы, потерявшие свои дома. А еще это рост числа психических заболеваний в стране (не каждый в силах вынести все эти испытания), это обнищание и вынужденная массовая трудовая миграция в ЕС, где украинцам приходится соглашаться далеко не на самую престижную работу. Украина европеизировалась? Нет, теперь большая часть украинцев стала похожа на жителей Западной Украины, которые живут вроде бы здесь, а работают в Польше, Венгрии, Чехии, Литве. Украина не пришла в Европу, просто украинцы едва ли не в одночасье превратились в беженцев и незаконных трудовых мигрантов в этой самой Европе.

 

К сожалению, сейчас Украина разделена, расколота. Но вместо того, чтобы «сшивать» страну, власть занята другим ― она продуцирует подмену понятий: украинскому обществу навязывают мысль о том, что жители ОРДЛО настроены против государства Украина, хотя на самом деле нет невосприятия государства, есть лишь невосприятие нынешней власти и несогласие с насаждаемой ею идеологией национал-радикализма.

 

Реализация Минских соглашений в части перехода неконтролируемых территорий Донбасса под юрисдикцию украинского законодательства, восстановления государственной власти, формирования органов местного самоуправления, прекращения эскалации противостояния и применения амнистии зависит исключительно от политической воли украинской власти. Свидетельством наличия такой воли стал бы отказ от открытого антагонизма, недопустимого в условиях конфликта в стране.

 

И первым шагом должно быть решение Киева об отказе рассматривать территориальные образования, сформировавшиеся на неконтролируемых территориях, как террористические организации. Эти территориальные образования, по сути осуществляющие властные полномочия на неконтролируемых территориях, должны стать не объектом, а субъектом договорных отношений, в том числе субъектом ответственности за мирное урегулирования конфликта и восстановление единства территории Украины.

 

Такая политическая площадка должна быть в распоряжении переговорщиков в Минске с одновременным участием от Украины лиц, наделенных функциями и полномочиями представлять государственные институты власти.

 

Рано или поздно вооруженный конфликт на Донбассе закончится. Но скольких потерь ― и человеческих, и экономических ― можно было бы избежать, если бы были выполнены Минские соглашения! Тем более что Украина все равно придет к этому, потому что альтернативы «Минску» нет. Как нет и не может быть альтернативы восстановлению мира в стране.

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Василий Нимченко

Кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, народный депутат Украины

Блоги автора: