times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 10039

Как нас - без нас женили, или Как в нашей области реализуется Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад»

Дата публикации: 10.06.2015 01:07

Николаевская область – аграрная. Так уж сложилось, что в сельской местности проживает большинство ее жителей. Поэтому так болезненно всколыхнула наш регион тема «добровольного объединения территориальных громад». На самом деле это – административно-территориальная реформа, которая направлена не только  на существенное сокращение местного самоуправления на селе, а и на уничтожение целого ряда социальных объектов,  а за тем – и большого количества сельских населенных пунктов.

 

По предложениям исполнительной областной, районных властей, в Николаевской области останется около 40-а  «административных территориальных громад» -  вместо более 300 сельских, поселковых, городских советов, - которые существуют на сегодняшний день с момента образования Николаевской области. 

 

В последнее время украинское общество неустанно стремится к переменам и новизне. Масса нововведений, реформ наводнили нашу страну. Все они срочные, крайне необходимы для нормализации социально-экономического развития Украины. Дальнейшее развитие демократии, необходимость максимальной передачи власти на уровень местных органов власти, насущная «многострадальная» децентрализация, которую обещал практически каждый Президент нашего независимого государства, привело к принятию Закона «О добровольном объединении территориальных громад». Парламент принял закон в феврале 2015 года, а с 5 марта нынешнего года он вступил в силу.

 

Закон содержит принципы добровольного объединения территориальных громад, определяет субъекты и основные условия добровольного объединения, четко регламентирует процедуру слияния территориальных общин сел, поселков, городов и предоставления им государственной поддержки. 

 

Цели, достичь которых предполагается благодаря этому Закону,  однозначно заслуживают поддержки. Это решение местных проблем, более эффективное оказание услуг сельскому населению, создание объектов коммунальной инфраструктуры для нескольких соседних территориальных общин.

 

Ожидается «укрупнение» территориальных громад, т.е., объединение нескольких сельсоветов в один; город и некоторые села – также в одну территориальную громаду. Соответственно, сократится количество представительных органов местного самоуправления (советов). 

 

Можно и далее расписывать «перспективы» такого многообещающего и невероятно красочного в плане «розовой мечты селянина» закона... Но, учитывая реалии сегодняшнего дня, нет никакой уверенности, что все так и будет. Ведь, прежде всего для успеха серьезного дела не допускается формальность. Поэтому, ни в коей мере нельзя считать принудительное давление к объединению - за «добровольное волеизлияние сельских громад объединиться». Громада, и только громада, вправе решать свою судьбу – либо «избавляться» от своего сельсовета, либо объединяться с другими советами, либо все оставить как есть. 

 

Глава II «Процедуры добровольного объединения территориальных громад», статья 5 Закона «О добровольном объединении территориальных громад»  четко определяет первоочередность шагов по его реализации:

 

- наличие инициативы для добровольного объединения со стороны или сельского головы, или одной трети  депутатов сельского совета, или членов территориальной громады, органов самоуправления;

- изучение предложения об объединении, обеспечение  его общественного обсуждения жителями села в течение 30 дней;

- рассмотрение данного предложения на сессии сельского совета, с целью принятия решение о согласии на добровольное объединение местных громад и делегирование своих представителей в совместную рабочую группу.

 

После принятия такого решения сельский голова отправляет предложение о слиянии соседним сельским головам. Затем – и на их территории должна последовать та же процедура с общественным обсуждением и принятием решения местным органом власти.

 

Получив такие согласия на слиянии территориальных громад, сельский голова (инициатор) принимает решение о создании совместной рабочей группы по подготовке проектов решений относительно добровольного объединения общин, - о котором информирует областной совет, областную государственную администрацию.

 

«Формирование совместной рабочей группы является началом процедуры добровольное объединение местных сообществ» - так говорится в Законе.

 

Что мы имеем в действительности?

 

Во-первых, и главное - основной принцип объединения территориальных общин – добровольное объединение. В то же время, согласно «Методике формирования состоятельных территориальных громад», утвержденной Кабинетом министров Украины (Указ от 8 апреля 2015 года № 241),  областные государственные администрации обязаны в течение месяца разработать проекты перспективных планов формирования территорий громад (четко соответствуя этой методике) и  представить их на рассмотрение областных советов, с последующим утверждение Кабинетом министров Украины.

 

На сегодняшний день в нашей области (и возможно не только у нас) процесс объединения местных общин начался не «снизу», не по решению территориальных общин, решений советов, как обязывает Закон, - а «сверху» - по плану областной государственной администрации, предложений райгосадминистраций.

 

Инициатива «снизу» по укрупнению громад в большинстве районов отсутствует вообще. Рабочие группы созданы на местах не -  согласно положениям Закона, которые изложены выше, а согласно поручениям, распоряжениям райгосадминистраций.

 

Свидетельство этому – поручение главы областной государственной администрации от 28 апреля 2015 года № 1788/0/05-60/3-15, - которым установлено до 15 мая 2015 года подать предложения для перспективного плана формирования территорий громад Николаевской области в соответствие с Методикой Кабмина.

 

В данном поручении акцентировано внимание на персональной ответственности руководителей районов, городов областного подчинения за своевременную подготовку предложений к его проекту.

 

13 мая этого года под руководством председателя ОГА состоялось расширенное заседание рабочей группы по поддержке и внедрению мероприятий для добровольного объединения территориальных громад. Подобные рабочие группы также были созданы и в районах, городах области. Подчеркиваю, созданы   не - согласно Закону - по инициативе сельских советов, жителей сел, а в соответствие с Методикой КМУ – в кабинетах исполнительной власти. Процесс пошел: «рабочие группы» определяют, кого с кем объединять, кого сокращать, что нужно «оптимизировать», что нужно «реформировать», а что - просто закрыть…

 

Одним росчерком пера предлагается в сельской местности сократить сельские советы, значительное количество детских садов, школ, амбулаторий, библиотек… То, над чем работало не одно поколение, на что было потрачено масса сил и средств, что дорого каждому жителю села – предлагается отправить в никуда…

 

Мало кто обращает внимание и на тот факт, что, согласно Закону объединяться могут те громады, расстояние которых к центру территориальной громады - не более 20-25 километров. Ноль внимания и на отсутствие дорог: твердое покрытие есть, точнее, было, а проезда – нет, все нипочем!

 

Очень жаль, что жители сельских районов не смогли услышать (при обсуждении  на заседании рабочей группы в облгосадминистрации) «бравурные» речи руководителей районов по поводу прекращения деятельности большинства сельских советов, значительной части учреждений социального характера на селе.

 

В наших СМИ уже появились «наработки» этих рабочих групп: вместо 5-7 сельсоветов – 1 территориальная община. Во многих районах, например таких, как Еланецкий, Врадиевский, Доманевский – 1 территориальная громада на весь район, вместо 12 – 15 сельских советов!

 

Следующий шаг по логике вещей – укрупнение районов, а может быть и областей.

 

Люди в ужасе!

 

 Кто решил? Кого спросил? Что оно будет с сельсоветами и нашими селами, что будет с людьми, стариками, детьми? Что, по большому счету  будет с продовольственной безопасностью нашей  страны в целом?

 

Вспоминаю конец прошлого столетия, когда в конце 1999-го был принят Закон «О реформировании агропромышленного комплекса», «благодаря» которому практически были уничтожены не только все колхозы, совхозы, но и большая часть социальных объектов, которые эти же хозяйства добросовестно строили, созидали, содержали… Вслед за этим исчезли целые села как  с карты Николаевской области, так и Украины…

 

Но  хочу сказать о другом. Если наш регион с точки зрения «исполнения» Закона  про реформирование АПК был в «передовиках» – оставив села без базовых хозяйств,  без социальных объектов,  без животноводства, во многих случаях полностью уничтожив материально-техническую базу хозяйств (так называемое распаевание  имущества)  - то другие регионы в «передовики» не торопились. Потому-то так отличаются наши села от сел целого ряда областей, где сумели сберечь и материальную базу бывших колхозов, и социальную сферу на селе. Да и сами села остались.

 

Подобную ситуацию по стремлению властей быть в «передовиках» видим и сейчас.

 

Не далее как 29 мая в Киеве в Министерстве регионального развития Николаевская облгосадминистрация проводила консультации по формированию плана объединения  территориальных общин, а точнее представила все наработки по созданию в области 39 территориальных общин. В целом в министерстве план был признан «очень хорошим, заслуживающим высокой оценки». Отмечено, что «работа, которую провели рабочие группы Николаевской области – одна из лучших в Украине».

 

Вывод напрашивается сам собой: наступаем на те же грабли, повторяем ошибки, которые уже имели место. Уничтожать мы умеем, а созидать, строить? В конце концов, хотя бы сохранить то, что у нас есть?

 

Моя позиция по данному вопросу -  на сегодняшний день для нас актуальной является административная, а не административно-территориальная реформа, на которую необходимы огромные средства, каких фактически нет. В результате административной реформы мы сможем пойти на значительное сокращение админресурса. Чиновников действительно много, проку от них действительно мало. Срочно необходимо сократить эту армию, оставив тех, которые умеют и могут при меньшем количестве более эффективно и качественно выполнять государственную работу. Считаю, количество чиновников нужно сократить и в органах местного самоуправления. Но сами местные советы предлагаю оставить, ведь это те органы власти, которые ближе всего находится к людям, и в первую очередь решают их вопросы.

 

По большому счету, я не против реформ! Они уже давно назрели. Но реформы – согласно Конституции, по Закону, по совести, нашим людям – во благо, и с обязательным учетом мнения населения.  Ведь мы – демократическое государство!

 

Чтобы провести реальные административно-территориальные реформы с пользой для жителей области мы должны все тщательно взвесить: и мнение территориальных общин; и наличие средств на ее осуществление как в государстве так и в населения (ведь это тоже огромная проблема); и сколько новых должностей появится в связи с созданием территориальных общин (по информации властей, даже больше, чем в нынешней ситуации); и каким образом мы более существенно  сумеем наполнять местные бюджеты, содержать социальные объекты, - если оставить сельские советы в том виде, в каком они находятся на сегодняшний  день.

 

В кратчайшие строки нам незамедлительно нужно дать ответы на эти и массу других вопросов. Обращаю внимание, с момента провозглашения  независимой Украины решение по административно-территориальному вопросу станет самым судьбоносным не только для нас, но и будущих поколений.

 

 

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Татьяна Демченко

Блоги автора: