times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 6338

Новые законы для новых выборов

Дата публикации: 07.08.2015 11:10
 

Грядут новые местные выборы. К выборам готовятся всевозможные партии. Вернее готовятся готовиться. Подбирают людей в штаб и подбирают кандидатов на округа.

 

Совсем недавно было принято новое законодательство о том, как проводить местные выборы. Было принято с целой кучей поправок и нюансов, в которых еще никто толком и не разобрался, даже сами депутаты Верховной Рады не до конца осознали, что именно они приняли. Новый закон о выборах в местные советы предоставил невероятно большие полномочия ЦВК (Центральной Избирательной Комиссии), которая в произвольном порядке конкретизирует условия применения этого закона, действуя по своему усмотрению.  И никто не знает, что нас ожидает на выходе. Такое не позволял себе даже диктатор Янукович.

 

Так случилось, что мы живем в такой стране, что выборы у нас проходят по-разному законодательству. Мы наблюдаем, с одной стороны, новый закон под каждые новые выборы, а с другой стороны эволюцию выборного законодательства. В этой эволюции получается, чем дальше, тем больше ответственности депутата за свою работу. Но на самом деле создается только видимость ответственности. И если в чисто пропорциональном голосовании за партию можно было навязать абсолютно нерейтинговых и одиозных кандидатов, которых избиратели и в глаза не видели, а после выборов и не увидели бы вовсе, то сегодня ситуация поменялась.

 

Есть принципиальное отличие старого и нового выборного законодательства. Я хотел бы провести сравнение прежних законов и нового и попытаться спрогнозировать исход этих выборов.

 

 

Закон режима Ющенко

 

В 2006 году мы выбирали депутатов на 4 года по пропорциональной системе и закрытым спискам. Это система выборов, в которой голосуют только за партию. Партия сама определяет, кто будет в списке партии и под каким номером. Фактически, партия, понимая, сколько процентов набирает при голосовании, решает, кого ставить в проходные места, а кем просто наполнить списки. Никаких депутатов-мажоритарщиков не было и, следовательно, не было депутата как представителя громады, который отвечал бы за конкретную территорию нашего города. Не на кого и некому было жаловаться, если есть проблемы на участке.

 

Также депутат-списочник не был знаком с жителями конкретного округа, а следовательно не переживал за то, как он голосует. Во благо жителей или себе в карман.

 

 

Закон режима Януковича

 

В 2010 году поменялось законодательство, и появилась смешанная система выборов. Это значит что депутатский корпус Николаева, который состоит из 90 депутатов, комплектовался по двум разным системам. Половина депутатского корпуса – 45 человек выбиралась пропорционально. То есть в зависимости от количества долей, которые набрала партия. И туда попадали люди, которые политически не обязаны были что-то делать, а лишь платили деньги за то, чтобы попасть в проходные места списка.

 

А вторая половина депутатов из 45 человек попадала в горсовет по мажоритарной системе. Это означает, что вся территория города Николаева была разбита на 45 округов. Каждая партия, или самовыдвиженец идут на этот округ в качестве кандидатов. Они знакомились с избирателями, и за их голосованиями следили те же избиратели. С одной стороны каждая партия могла наполниться новыми положительными героями с округа, которого знали бы избиратели. А с другой стороны  партия могла поставить на округ одиозных людей, в качестве самовыдвиженцев, которые бы позиционировали себя как беспартийные, а в дальнейшем слиться с нужной партией в едином порыве для формирования большинства и совместного голосования.

 

Поэтому на мажоритарные округа старались подбирать достаточно состоятельных людей, которые бы вкладывались в ремонты дворов и подъездов, обещая, что смогут свернуть горы на своем округе, при своей каденции в горсовете.

 

А это фактически был подкуп избирателя. Хотя не многие понимают, что один или несколько депутатов самовыдвиженцев не могли бы быть независимыми, а вынуждены были бы к кому-то примкнуть. Но избиратель на округе практически не задумывается о перспективах работы своего депутата в горсовете. Часто он не помнит даже за кого он голосовал.

 

И потом депутату приходится голосовать на сессии так, как требует провластное большинство. Не голосовать в унисон с провластным большинством могли себе позволить лишь оппозиционеры. Многие из них не имели капитала, которым можно было поплатиться за неправильное голосование. А также потому, что от малочисленной оппозиции не было никакого проку. Вернее их голосование или отсутствие голосов ничего не решало на сессии горсовета.

 

 

Закон режима Порошенко

 

И вот свершилось! В 2015 году опять приняли новое законодательство, якобы под новую страну, чтоб было все по-новому. Обещали даже, что будет децентрализация, и денег на местах в распоряжении городской громады будет больше. Не дождались мы обещанной децентрализации. А выборы проводить нужно. Вполне вероятно, что через год-два все-таки пройдет децентрализация и придется переизбирать депутатов под новую систему государственного устройства. А пока мы имеем только новый закон, который еще мало, кому понятен.

 

Суть этого закона о местных выборов сводится к тому, что невозможно выдвигаться в депутаты и баллотироваться в мэры одновременно, с надеждой попасть если не в мэры, то хоть в депутаты.  Невозможно выдвигаться без воли хоть какой-то партии. Выдвигаться в крупных городах можно только от какой-либо партии. Хотя может и эту норму закона изменят в скором будущем.

 

Предположительно увеличили мажоритарные округа с 45 до 76 по одной информации и до 54 по другой информации.  Еще не договорились с ЦВК. Что это все значит?

 

Во-первых: если выдвигаться только от партии, то это значит что тот, кто не сможет договориться с партией, проходящей 5% барьер голосов жителей города, не имеют шанс попасть в горсовет. Возрастают в цене  проходные партии, которые по прогнозам социологии гарантированно проходят этот барьер. Потому, что даже победивший на округе кандидат не попадает в горсовет, если его коллеги по партии не набрали в сумме 5% от голосовавших на выборах. И, следовательно, он не становится депутатом от этого округа.

 

Во-вторых: для того чтобы набрать этот 5% барьер, кандидаты должны быть узнаваемы, а еще лучше, если они будут вызывать доверие у людей. Таковых не слишком много, поэтому каждая партия днем с огнем будет искать для себя хотя бы узнаваемых кандидатов. Разумеется, внимание упадет на действующих мажоритарных узнаваемых депутатов, работавших на своем округе. Такие депутаты-мажоритарщики как Грипас, Дюмин, Евтушенко, Кантор, Крисенко, Мудрак, Шмалько, Горбачев и даже списочница Суслова будут нарасхват. И не только потому, что сами смогут пройти, а еще и потому что за собой потянут голоса в копилку рейтинга партии, от которой они будут баллотироваться.

 

В-третьих: каждая партия сможет завести меньше депутатов, чем сегодня. А сегодня, напомню, что 90 депутатов в городе Николаеве. Следовательно, в городе начнется большая война за то чтобы пойти от конкретной партии. Брать и удобных, и рейтинговых не получится. Появляется дилемма. Дилемма в том, брать ли серых мышей, готовых на все или договариваться с рейтинговыми, но неудобными мажоритарщиками.  Набирать в ряды «своих» или договариваться с узнаваемыми и уважаемыми людьми. Протаскивать незнакомых людей, жертвуя голосами в копилку партии, чтоб быть царьком, или все же строить партию из числа узнаваемых людей со своим мнением. И сегодня, когда партия на местных выборах строится на узнаваемых фамилиях, такие депутаты как Дюмин, Евтушенко, Грипас, Горбачев, Кантор будут реально на вес золота. Чего не скажешь о иных, вновь проснувшихся перед выборами, депутатах нашего города.

 

В-четвертых: слишком полярное расхождение партий по принципу поддержки идей Майдана будет вызывать в нашем поляризованном обществе весьма неоднозначные реакции на кандидатов. Те, кто на себе ощутили последствия революции, и не поддерживает Майдана, будут весьма агрессивно настроены к кандидатам, исповедующим веру в Майдан и необходимость проведения АТО. И наоборот. Уверен, что возможны стычки с мусорными баками и побоями. Поход в депутаты от любой партии крайностей сразу же существенно снижает доверие избирателей. А, следовательно, существенно уменьшает количество голосов избирателя. Выиграют партии исповедующие идею «за наш город», «за нашу область», играющие на поле как революционно-патриотического настроения, так и на поле оппозиционного электората. Если таковые конечно появятся.

 

По сути дела это выборы не столько депутатов, сколько городских голов. Наличие второго тура резко усиливает позиции новоизбранного городского головы. При низкой явке он получает голоса большей части избирателей, явившейся на выборы по втором туре.  Режим Порошенко намного слабее режима Януковича. Это проявляется в невозможности собрать сессию городского совета в Николаеве или удержать на сессии нужное количество депутатов до полного рассмотрения повестки дня.

Выводы

 

Сегодняшний закон привязывает каждого депутата не только к партии, но и к округу. А соответственно рейтинговые мажоритарщики, фамилии и дела которых  знает избиратель возрастают в цене. Сегодня каждая партия борется за то, чтобы склонить на вою сторону тех, кого еще вчера считали неудобными и непослушными с точки зрения партийной дисциплины (голосовать по команде).

 

Ну что ж посмотрим на то, в чьих рядах окажутся рейтинговые и узнаваемые депутаты, а кто постарается пополнить свои ряды всякого рода проходимцами под предлогом «новые лица», которые совсем недавно перестали бояться режима. И вот теперь внезапно засияли в газетах и на страницах интернета, с непреодолимым стремлением помогать за два месяца до выборов.

 

Раньше мы скушали порцию лапши про жизнь по-новому. А скоро мы посмотрим на то, съест ли наш народ очередную порцию новой лапши про то, с кем именно нужно жить по-новому.

 

p.s.

Особенность депутатов состоит в том, что они слушают волю партии лиш до получения удостоверения об избрании. Некоторые депутаты, такие как Исаков, Масленников, Агнянников, Бекало, Антощенко и вовсе отказались исполнять депутатские обязанности вдруг, исходя из какого-то непонятного побуждения.

И закон никак не ограничивает вновь избранного депутата в возможности отказаться от работы в горсовете, по примеру вышеупомянутых депутатом.  А следовательно, обращайте внимание на дела узнаваемых людей, а не на обещания о внезапном чуде на вашем избирательном округе.

 

 

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Максим Невенчанный

Депутат Николаевского областного совета

Блоги автора: