times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 2423

Милитаризм Турчинова как признак агонии «партии войны»

Дата публикации: 22.06.2017 17:34

Заявление секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Турчинова о логичности завершения АТО и «переформатировании» ее по иному, более эффективному сценарию вызывает немало вопросов. Причем не только у гражданского общества, которому обещали, что антитеррористические действия на Донбассе будут закончены в течение нескольких часов, но и у юристов.

 

Прежде всего, следует отметить, что господин Турчинов вышел за пределы своей компетенции – к полномочиям секретаря СНБО не относится внесение на рассмотрение и утверждение президентом Украины подобного рода предложений, да еще и озвучиваемых публично.

 

В соответствии с Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» СНБО – это координационный и вспомогательный орган при президенте, не уполномоченный, как и президент, принимать решение о привлечении вооруженных сил для проведения широкомасштабных антитеррористических операций внутри страны.

 

Совершенно очевидно, что, делая такое заявление, Турчинов, по сути, подталкивает к широкомасштабным военным действиям, предусматривающим использование Вооруженных Сил Украины против собственного народа на территории, где проводится АТО. И секретаря СНБО нисколько не смущает, что это противоречит законам Украины и не соответствует международным стандартам ведения войны внутри государства (а ведь вооруженный конфликт происходит именно на территории нашей страны).

 

Конституция и законодательство Украины (исходя из статуса и функций вооруженных сил) предусматривают особые основания, порядок и процедуру использования государственной властью вооруженных сил для обороны, защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности страны. Прежде всего, решение президента об использовании Вооруженных Сил Украины и других вооруженных формирований при агрессии против нашего государства должно быть одобрено парламентом (пункт 9 статьи 85 Конституции). Такое решение глава государства должен принимать в соответствии со своими конституционными полномочиями и только в случае достоверных фактов, свидетельствующих о совершении актов вооруженной агрессии против Украины, или в случае вооруженных посягательств на территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ.

 

Закон «О Вооруженных Силах Украины» не допускает использования Вооруженных Сил Украины для ограничения прав и свобод граждан. И никакие чрезвычайные обстоятельства, приказы или распоряжения командиров и начальников не могут быть основанием для каких-либо незаконных действий по отношению к гражданскому населению и его имуществу. Недопустимым является задействование вооруженных сил в населенных пунктах, по месту пребывания, работы или учебы граждан.

 

Хотелось бы напомнить о Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2214 от 14 декабря 1974 года, где дается определение агрессии. Это вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, ее аннексия или оккупация (даже временная), нападение на вооруженные силы другого государства, засылка вооруженных лиц, банд, групп, наемников от имени иного государства, бомбардировка или применение любого оружия против территории другого государства. При решении вопроса об использовании вооруженных сил факт агрессии должны констатировать президент и парламент. 

 

Однако с начала вооруженного противостояния ни и. о. президента, ни действующим главой государства решение об использовании вооруженных сил в связи с вооруженной агрессией против Украины не принималось и на одобрение парламента, как это предусмотрено статьями 85 и 106 Конституции, не выносилось. А посему использование Вооруженных Сил Украины, в том числе в будущем, является крайне проблематичным. И секретарю СНБО это должно быть известно.

 

Вопросы вооруженных конфликтов, как и их разрешения, требуют правового урегулирования с учетом наработанных норм международного права, которые являются частью национального законодательства. А действительность такова, что в соответствии с Уставом ООН 1945 года, Гаагской конвенцией 1907 года и Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года признание факта вооруженной агрессии соотносится с объявлением войны и фактически имеет те же последствия международно-правового и гуманитарного характера.

 

Сам факт введения военного положения означает не что иное, как факт вооруженной агрессии, ставящей государство в положение участника межгосударственного конфликта со статусом воюющей страны. Следствием этого станет ограничение правосубъектности Украины в сфере международных отношений при решении вопросов международного, гуманитарного, социального, экономического и военного характера.

 

Следовательно, заявление Турчинова вполне обоснованно может рассматриваться западными партнерами и гарантами Минских соглашений – лидерами европейских государств – как односторонний отказ Украины от минского мирного процесса и игнорирование всех усилий «нормандской четверки», направленных на разрешение кризиса в Украине. Тогда ограничение правосубъектности Украины станет неизбежным.

 

Неужели господин Турчинов враг собственной стране? Ведь, в сущности, он предлагает не прекратить вооруженный конфликт, обескровливающий Украину, а сделать его более масштабным и кровопролитным. Это будет означать нивелирование достигнутых Минских договоренностей, хотя официально украинская сторона не спешит называть их неприемлемыми.   

 

Да, АТО явно затянулась – несколько часов, о которых говорили во власти, превратились в годы разрушений и смертей, причем не только так называемых террористов, но и мирного населения. Как вообще можно было начинать военную операцию на такой огромной территории, не подумав о том, что в принципе невозможно переселить оттуда всех мирных граждан на время проведения АТО?

 

Об этом действительно никто не подумал – в итоге вот уже более 3 лет тех, кто остался на неподконтрольной территории, псевдопатриоты огульно обвиняют в предательстве Украины, объявляя врагами. Но жители Донбасса остаются гражданами единой и неделимой Украины, что гарантировано как национальным законодательством, так и международным правом (Четвертая Женевская конвенция и Дополнительные протоколы 1977 года). И согласно международному праву мирное население и мирные объекты должны быть защищены от нанесения огневых ударов.

 

Возникает вопрос: почему только сейчас Турчинов вдруг заговорил о «переформатировании» АТО, указав на ее неэффективность? И что означает неэффективность в данном случае? Об этом секретарь СНБО не говорит, оставляя украинскому обществу поле для домыслов и догадок.

 

Есть еще повод для раздумий. Если главный советник президента по вопросам национальной безопасности на всю страну заявляет о смене «формата» АТО, прекрасно понимая, что в Украине не существует никакого иного «формата» ведения «борьбы» государства с террористами и/или их группировками, это значит, что государство Украина автоматически признает отсутствие террористов в зоне АТО, ведь в случае ее отмены будет поставлен под сомнение сам факт проведения в течение 3 лет вооруженной операции как антитеррористической, как и правдивость утверждений о финансировании террористов сопредельным государством.

 

Трудно понять, почему президент Украины Порошенко не дал официальную оценку заявлению Турчинова, а всего лишь прокомментировал его, указав на неприемлемость изменения «формата» АТО. Ведь, судя по тому, что сказал глава государства, он, в отличие от секретаря СНБО, понимает, какими могут быть последствия для Украины как внутри страны, так и на международной арене.

 

Многие политологи усматривают в таком ходе власти попытку блокировать проведение выборов всех уровней – в стране, где вводится военное положение, это становится невозможным. Если заявление Турчинова – это всего лишь манипуляция с целью реализовать такого рода политтехнологии (и используется хорошо известный прием «плохой полицейский – хороший полицейский»), то возникают сомнения в адекватности власти.

 

Если же заявление секретаря СНБО (должностного лица, исполняющего обязанности консультанта президента) отражает исключительно его мнение, но расходится с официальной позицией власти, то налицо явное превышение полномочий Турчиновым. Он не имеет права «нести отсебятину», выступая в качестве секретаря СНБО. А значит, должен нести ответственность за такие свои действия.

 

Тем более что по Турчинову давно ответственность «плачет». И вспомнить можно многое – от «сдачи» Крыма до губительных приказов украинским десантникам 25-й Днепропетровской военно-воздушной бригады. Но до сих пор ответственности ему всегда удавалось избегать. Возможно, благодаря «гибкости» – достаточно вспомнить метания Турчинова из одной политической силы в другую, более «топовую».

 

Эксперты говорят и о том, что такие заявления Турчинова могут свидетельствовать и другом: понимая возможность досрочных президентских и парламентских выборов, он готовит себе стартовую площадку для восхождения на вершину политического олимпа и не чужд президентских амбиций.

 

Как бы то ни было, «партия войны» уже взяла на вооружение предложенную Турчиновым «тактику деоккупации» и идею нового «формата». Страшно даже подумать, чем обернется этот новый «формат», потому что результат политики «партии войны» и ее сторонников мы наблюдаем уже четвертый год – гибель более 10 тыс. мирных жителей, сотни тысяч искалеченных духовно и физически людей, боевые потери только с украинской стороны, исчисляемые батальонами и полками. А сколько тех, о ком ничего не известно, кто числится пропавшим без вести!

 

Но, по-видимому, ничего другого, кроме «войны до победного конца», псевдопатриоты предложить просто не в состоянии, поэтому и прибегают к привычным методам – усиливают риторику вражды, нагнетая атмосферу ненависти и страха. И это явный признак агонии «партии войны», теряющей влияние на общество, которое все больше стремится к миру.

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Василий Нимченко

Кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, народный депутат Украины

Блоги автора: