times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 1598

Гуманитарная политика власти как источник межнациональной и межгосударственной вражды

Дата публикации: 30.09.2017 21:05

Депутаты ВР принимают тысячи поправок к действующему законодательству Украины, уже более десяти лет пытаясь гармонизировать его с законодательством Евросоюза, дабы наша страна стала кандидатом на членство в ЕС. Но даже если бы де-юре наше законодательство и соответствовало европейским стандартам, проблема в том, что де-факто они не соблюдаются. Справедливости ради стоит признать: нарушение прав и свобод украинцев не так уж волнует наших европейских соседей. Но когда речь заходит о правах и свободах представителей национальных меньшинств в нашей стране, признанных таковыми согласно Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, Украине тут же указывают на нарушения. Реакция стран ― соседей Украины на принятие ВР скандального закона «Об образовании» ― еще одно тому подтверждение. Однако с их критикой трудно не согласиться.

 

И проблема не только в самом законе «Об образовании». Проблема в том, что «партия войны», позиции которой во власти достаточно сильны, всячески культивирует и насаждает в обществе шовинизм, пытаясь выдать его за национализм и даже патриотизм. Да, государство должно поддерживать национальную самобытность и идентификацию, но нельзя делать это такими методами. Ответственность за закон «Об образовании» несут все без исключения политические силы, голосовавшие за его принятие, но важен тот факт, что руководит сферой образования именно представительница «Народного фронта» ― того самого, который нагнетает русофобию и не брезгует наживаться на «тлеющей» войне.      

 

Пока некоторые депутаты и прикормленные властью политологи рассказывали украинцам, насколько меркантильны и беспочвенны претензии Румынии и Венгрии к Киеву относительно прав представителей румынского и венгерского меньшинств, оседло проживающих на Западе Украины, эти страны ― соседи Украины сразу перешли к решительным действиям. Официальный Будапешт обосновал свое негодование на законодательном уровне, приняв осуждающую действия Киева резолюцию. Более того, министр иностранных дел Венгрии П. Сийярто заявил, что его страна «больно ударит по будущему Украины» и будет блокировать любые инициативы украинского государства в направлении европейской интеграции и в рамках участия в программах «Восточного партнерства». Официальный Бухарест устроил политический демарш на высшем государственном уровне: президент Румынии отменил свой визит в Украину, указав причину такого решения ― принятие Верховной Радой закона «Об образовании». Все это достаточно красноречиво свидетельствует о готовности этих стран отстаивать права своих нацменьшинств в Украине и о неуважении к постмайданной власти.

 

Свидетельствует это и о том, что «партия войны» все больше изолирует себя своей же однобокой политикой. И в заложниках у нее остался только собственный народ. За более чем 25-летнюю историю независимой Украины впервые украинской стороне указали на нарушение договоренностей о дружбе и добрососедстве. Сказать, что это дно политического кризиса Киева, будет недостаточно.

 

Идеологи закона об образовании недопонимают, что дискриминация по языковому признаку сродни моральному террору и что после того, как такой закон начнет действовать, возврат русскоязычного Донбасса в лоно Украины может стать просто-напросто утопией. К слову, этим идеологам не мешало бы обратиться к результатам переписи населения 1990-х годов, когда 15 млн украинцев указали своим родным языком русский.

 

Такие действия киевских «реформаторов» ведут к дискриминации миллионов наших сограждан и могут стать предпосылкой для стремления народов и народностей к внешнему самоопределению. Ведь причиной борьбы за самоопределение, как правило, и становились притеснение и дискриминация представителей тех или иных народов по национальному, языковому, социальному и духовному признакам. Надо полагать, апологеты махрового национализма так и не усвоили разницу в праве народов на внутреннее самоопределение как автономию самоуправления в унитарном государстве и праве на внешнее самоопределение, следствием которого является сецессия ― распад государства.

 

Государственная граница Украины как один из столпов суверенитета из-за политики власти обнажается со всех сторон. За четыре года нашу страну, некогда спорящую только за остров Змеиный и за судоходство по Дунаю с Румынией, власть поссорила с соседом, с которым у нас более 600 км общей сухопутной, речной и морской границы (кстати, инициировавшая этот спор Украина его проиграла, о чем годами стыдливо умалчивается). Да, румынское национальное меньшинство влияет на жизнь украинского общества в Северной Буковине и Бессарабии (Черновицкая и Одесские области), но в рамках украинского законодательства. То, что Румыния достаточно открыта для тех украинцев, которые хотят получить румынский паспорт, почему-то не подтолкнуло евроинтеграторов к мысли, что может сложиться ситуация, аналогичная ситуации на Востоке Украины. У нас с Румынией, как и с РФ, Венгрией и Польшей, «тлеют» многолетние территориальные и этнические претензии, и не вопрос, что реальностью может стать агрессивная защита прав украинских румын, венгров, поляков и других народов, проживающих в Украине. Но проблема в том, что бездумная политика Киева, готового сжигать мосты и разрывать отношения с соседями, крайне недальновидна: голос этих государств может стать решающим в ЕС ― там, где и не ждали. Да, можно делать ставку на Литву и Польшу с их реституционными амбициями по отношению к РФ, но не стоит забывать, что в случае очередного передела мира и возвращения в довоенное состояние не только Польша может пожелать присоединить Галичину, но и у Румынии найдутся аргументы (на том основании, что она защищает права своего народа) для возвращения части украинской территории и Дуная под свой контроль. И считаться с Украиной никто не будет ― мы уже беззащитны в собственных границах. Благо, Беларусь понимает смысл таких претензий и старается помочь Украине выйти из гуманитарного кризиса, уже четвертый год предоставляя площадку для переговоров по реализации Минских соглашений.

 

Практически до гуманитарной катастрофы доведены не только 1,8 млн вынужденных переселенцев (по сути, ставших беженцами в собственной стране), но и весь украинский народ. Украина стала источником обогащения для власть имущих, народ же в поисках средств к существованию и достойной жизни выезжает в близлежащие страны с билетом в одну сторону. Не нужно быть гением, чтобы понимать, что в такой ситуации отнюдь не украинский язык будет важен для иммигранта из Украины, работающего в ЕС, и не его он особенно старательно будет изучать. К тому же Киев не делает действительно важных и нужных шагов для популяризации украинского языка: практически не подключает к этому украинских актеров, писателей, не поддерживает издание реально интересных и доступных украинских книг, не укрепляет авторитет тех органов управления, в которых знание официального языка страны обязательно, не работает над тем, чтобы сформировать доверие населения к этим органам. А курсы повышения квалификации для чиновников (речь идет о знании государственного языка) сведены к минимуму и проводятся только в Киеве. Остается принудительная украинизация, она как метод имеет право на существование, но только называется такой метод менторским, диктаторским.

 

Можно сколько угодно ругать предыдущие правительства Украины, обвиняя их во всех смертных грехах, но по крайней мере мы жили в мирной стране, могли думать об улучшении ситуации в экономике, а не о восстановлении утраченного. Пенсии не облагались какими-то иллюзорными налогами, ни о каких посягательствах на зарплаты граждан речь не шла и во время Майдана. Развитые страны тратят до 2–3% ВВП на оборонную сферу, но наша власть по объемам военных расходов и расходов на содержание силовых ведомств и структур упорно пытается равняться на северо-восточного соседа. Довольно примитивное мышление, когда речь идет о развитии экономики страны, ориентироваться не на оптимальные показатели для развития экономики Украины, а действовать по аналогии с развитием РФ. Тогда как ассигнования на образование в Украине в 2018-м предлагается уменьшить на треть, а это означает предстоящие массовые сокращения учительского и профессорско-преподавательского состава, закрытие тысяч школ и прекращение деятельности среднетехнических и высших учебных заведений.

 

«Мягкой силе» наше правительство могло бы как раз поучиться у американцев, которым оно так верно служит: США десятилетиями всячески популяризируют свою культуру в странах Латинской Америки. Литва незаметно для украинского обывателя создает максимально комфортные условия для студентов из других стран, включая Украину, развивает сеть почетных консульств по всему миру, дабы литовская диаспора имела «свой голос» в той стране, где проживает. Если до 1991 года Румыния проводила явно националистическую политику в отношении румын на территории нашей страны, то сегодня ни в одном суде Украина не сможет апеллировать к тому, что Бухарест якобы навязал регионам Украины свою культуру против их воли. Нет, все в рамках добрососедства и уважения, вот только больше своего языка и культуры в ущерб украинской. Но ущерб настолько завуалирован процветанием румынской диаспоры в Украине, что вряд ли аргументы Киева окажутся весомыми в случае очередной АТО.

 

Банальная фраза, что история ничему не учит, актуальна как никогда. Слова немецкого канцлера фон Бисмарка: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники» ― могли бы быть подсказкой постмайданной власти, если бы у нее было реальное желание воссоединить Украину, а не уничтожить. А так мы слышим лишь пустые, не подкрепленные действием заявления главы МИД Украины Климкина о создании украинских имиджевых институтов за границей (это, к слову, не ноу-хау для Украины, просто из-за недофинансирования нет специалистов для работы в уже имеющихся культурно-информационных центрах при посольствах Украины). Ведь куда доходнее знать и украинский, и французский и при этом работать в Лувре экскурсоводом для украинских туристов.

 

Как бы власть сейчас ни обосновывала правильность реформы образования (реформы, предполагающей дискриминацию по языковому признаку), уже очевидно: с Киевом иностранные партнеры не слишком-то считаются, даже когда речь идет о внутренней политике, что уж говорить о внешней. И если, не дай бог, случится конфликт на нашей юго-западной границе, сохранится ли государство Украина с нынешней территорией?

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Василий Нимченко

Кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, народный депутат Украины

Блоги автора: