times.com.ua Таймс Николаев - другая правда про Николаев

Просмотров: 1365

Факторы восстановления мира на Востоке Украины

Дата публикации: 05.04.2018 15:56

Миротворческий процесс (тот самый, который призван прекратить вооруженный конфликт) идет в нашем государстве очень сложно. Почему? Сложность прежде всего в законодательном аспекте ― так пытается преподнести это власть. Но если вспомнить, что было сделано, чтобы начать АТО, и что не делается сегодня, чтобы ее закончить (проволочки с принятием законов, которые необходимы для реализации Минских соглашений и восстановления мира на Донбассе), становится понятно ― проблема именно в политической воле Киева. Точнее в ее отсутствии.


Украинская власть, которая, казалось бы, должна прилагать максимум усилий для мирного урегулирования конфликта, настолько погрязла в собственных меркантильных интересах, что это привело к конституционному кризису. Речь идет об общественных ценностях и правах, которые государство обязалось гарантировать в силу Конституции Украины.

 

Однако нормы прямого действия Основного Закона страны не работают. Придумываются разного рода подзаконные акты, которые вроде как ставят своей целью выполнение предписаний Конституции, но на самом деле наносят ущерб интересам украинского народа. Власть, руководствуясь не интересами украинцев, а собственными политическими интересами и амбициями (в том числе квотными), пытается насаждать идеологию правового нигилизма и «правильное» видение процессов, происходящих в обществе.

 

Причем, стремясь завуалировать преступные схемы, неправовые методы и решения, во власти обосновывают необходимость принятия подобных нормативно-правовых актов, «интерпретируя» на свое усмотрение позицию зарубежных экспертов и даже институций. Почему имеют место подобные неправдивые заявления? Таким образом происходит «узаконивание» ― на нужную тему активно и долго вещают провластные эксперты, политологи и просто так называемые активисты (их власть использует с 2014 года). К сожалению, в последние годы одно только «звание» активиста часто освобождает преступников от заслуженного наказания, а бывает, что преступные действия так называемых активистов вообще трактуются как совершенные в интересах государства.

 

Украинскому обществу не просто пытаются навязать «правильную» идеологию ― его, по сути, раскалывают на части. После четырех лет вооруженного противостояния, когда все усилия должны быть направлены на то, чтобы «сшить» страну, ее граждан продолжают делить на «своих» и «чужих» в зависимости от мировоззрения, убеждений, места проживания. А это недопустимо. Как недопустимо и навешивать ярлыки коллаборантов, сепаратистов, наемников-террористов на всех тех, чья позиция не совпадает с позицией власти. Как недопустимо и существование двойных стандартов. Амнистия для активистов на Майдане была проведена ― так почему же она невозможна для лиц по обе стороны конфликта? Ведь в пункте 5 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» четко прописано: «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».

 

Так называемый закон об амнистии не принят, зато ВР принимает другие законы, еще больше раскалывающие общество. За примерами не нужно далеко ходить. Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917–1991 гг.», принятый парламентом 13 марта 2018 года, ― это не только попытка переписать историю. Все гораздо сложнее. Согласно этому закону репрессией является факт обвинения лица или назначения ему наказания до 24 августа 1991 года за преступления, в том числе военные, независимо от степени их тяжести, против основ национальной безопасности, предусмотренные рядом статей уголовных кодексов УССР 1922, 1927 и 1960 годов. То есть будут освобождены от наказания и реабилитированы и те, кто совершал массовые убийства, проводил карательные операции против мирного населения. Но это, по сути, означает оправдание и убийств на идеологической почве, и карательных операций как во время Второй мировой войны, так и в послевоенный период.

 

Нельзя руководствоваться политической целесообразностью, пренебрегая законом. Политическая целесообразность тенденциозна (сегодня ― одна, завтра ― другая), а закон тенденциозным быть не должен и не может.

 

Принятие подобных законов еще раз доказывает: власть не способна смотреть в будущее, она не ищет те идеи, ценности, которые способствуют единению, наоборот ― разъединяет украинцев.

 

Похоже, горе-реформаторы так и не поняли, что восстановление мира без акта доброй воли государства Украина (принятия закона об амнистии), без примирения и единения нации ― это утопия.

 

Не секрет, что на сегодняшний день уже создана законодательная база для применения в отношении граждан, оставшихся на неконтролируемых территориях, ― признания их «коллаборационистами», «сепаратистами», «изменниками Родины». По сути, дамоклов меч подозрения и репрессий ― над каждым жителем Донбасса. И это точно не приближает Украину к миру.

 

К сожалению, несмотря на то, что в конце марта лидеры стран «нормандского формата» сделали совместное заявление, в котором подтвердили «приверженность имплементации Минских договоренностей во всех ее измерениях (касающемся безопасности, политическом, гуманитарном и социально-экономическом)», Киев продолжает отвергать значимость «Минска» для восстановления мира.

 

В настоящее время Европа в лице Германии, а также Госдеп США осуждают власти Украины, которые игнорируют политические договоренности, достигнутые в Минске, а именно ― «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 года, одобренный Советом Безопасности ООН. «Нормандская четверка» настаивает на неуклонном выполнении обязательств по решению вопросов амнистии, подготовки правового поля и законодательной базы для формирования органов местного самоуправления параллельно с миротворческими миссиями, в том числе ООН. И именно указанные условия являются предопределяющими для восстановления контроля над границей на Востоке Украины.

 

Факторов восстановления мира на Востоке Украины можно назвать немало, но все же главный ― это политическая воля. Пока ее нет, о мире на Донбассе остается только мечтать.

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов.
Точка зрения редакции times.com.ua может не совпадать с точкой зрения авторов блогов и комментариев к ним.
Редакция не отвечает за достоверность таких материалов, а портал выполняет исключительно роль носителя



Самые популярные блоги:


Выскажи свое мнение!

Василий Нимченко

Кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, народный депутат Украины

Блоги автора: